ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ПОЗНАНИИ

Целью познания является достижение истины. Истина определяется как соответствие мысли, наших знаний о мире самому миру, объективной действительности. Чтобы отли­чить истину от заблуждения необходимо выяснить, на­сколько наше знание соответствует действительности. Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпа­дающее с ним. Существуют различные философские подхо­ды к пониманию истины. Объективность - первый и исход­ный признак истины, который означает, что она объявлена реальной действительностью, практикой и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей. Объек­тивность знаний тем полнее, чем выше активность субъекта познания. Но в то же время истина субъективна по форме выражения. Знание объективной истины имеют все досто­верные знания людей, все положения науки, в которой от­ражается объективная действительность.

В действительность входит субъективная реальность, которая познается и фиксируется в знаниях. Объект позна­ния, процесс познания и его результат понимаются нераз­рывно связанными с предметно-чувственным отражением человека, а затем с рациональным мышлением.

Основными характеристиками истинного знания явля­ются объективность, абсолютность и относительность, аб­страктность и конкретность. Истина - процесс, а не однора­зовый акт постижения объекта сразу, целиком, в полном объеме. Для характеристики этого признака истины приме­няются категории абсолютного и относительного.

Абсолютная истина понимается как полное исчерпы­вающее знание о действительности в целом - гносеологиче­ский идеал, который никогда не будет достигнут, хотя по­знание приближается к нему, или как тот элемент знания, который никогда не может быть опровергнут в будущем. Это так называемые «вечные истины», знания об отдельных сторонах предметов и их свойствах.

Относительная истина выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере раз­вития практики и познания. Относительность истины со­стоит в неполном и незавершенном знании об объекте по­знания. По мере познания и практики человеческие знания о; мире углубляются и совершенствуются, поэтому истинные знания являются относительными, т. к. дают знания об из­меняющихся сторонах предметов и явлений. Вместе с тем, каждая относительная истина означает шаг вперед в позна­нии абсолютной истины. Из бесконечной суммы относи­тельных истин складывается абсолютная истина. Конкрет­ность истины означает соответствие знаний предмета и яв­лений материального мира, социальному развитию и само­му познающему субъекту по времени, месту, условиям и т.п. Истина - это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект.

Познание не свободно от заблуждений. Заблуждение -знание, не соответствующее своему предмету, не совпа­дающее с ним. Заблуждение главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость общественной практи­ки и самого познания. Заблуждение по своей сути есть ис­каженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных его сторон.

Оценочный аспект характерен для понятий «правда» и «ложь». Под правдой понимают социальную истину, содер­жащую нравственную оценку. Ложь - преднамеренное ис­кажение знания с целью введения в заблуждение тех, кому она предназначена. Субъект, формирующий и распростра­няющий ложное знание, знает истину, но по каким-либо причинам скрывает ее.

Понятие «вера» имеет два значения: уверенность в том, что еще не доказано в данный момент, знание догматиче­ского характера о сверхъестественном - религиозном, при­нимаемое без доказательств.