ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ПОЗНАНИИ
Целью познания является достижение истины. Истина определяется как соответствие мысли, наших знаний о мире самому миру, объективной действительности. Чтобы отличить истину от заблуждения необходимо выяснить, насколько наше знание соответствует действительности. Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Существуют различные философские подходы к пониманию истины. Объективность - первый и исходный признак истины, который означает, что она объявлена реальной действительностью, практикой и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей. Объективность знаний тем полнее, чем выше активность субъекта познания. Но в то же время истина субъективна по форме выражения. Знание объективной истины имеют все достоверные знания людей, все положения науки, в которой отражается объективная действительность.
В действительность входит субъективная реальность, которая познается и фиксируется в знаниях. Объект познания, процесс познания и его результат понимаются неразрывно связанными с предметно-чувственным отражением человека, а затем с рациональным мышлением.
Основными характеристиками истинного знания являются объективность, абсолютность и относительность, абстрактность и конкретность. Истина - процесс, а не одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком, в полном объеме. Для характеристики этого признака истины применяются категории абсолютного и относительного.
Абсолютная истина понимается как полное исчерпывающее знание о действительности в целом - гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание приближается к нему, или как тот элемент знания, который никогда не может быть опровергнут в будущем. Это так называемые «вечные истины», знания об отдельных сторонах предметов и их свойствах.
Относительная истина выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. Относительность истины состоит в неполном и незавершенном знании об объекте познания. По мере познания и практики человеческие знания о; мире углубляются и совершенствуются, поэтому истинные знания являются относительными, т. к. дают знания об изменяющихся сторонах предметов и явлений. Вместе с тем, каждая относительная истина означает шаг вперед в познании абсолютной истины. Из бесконечной суммы относительных истин складывается абсолютная истина. Конкретность истины означает соответствие знаний предмета и явлений материального мира, социальному развитию и самому познающему субъекту по времени, месту, условиям и т.п. Истина - это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект.
Познание не свободно от заблуждений. Заблуждение -знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждение главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость общественной практики и самого познания. Заблуждение по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных его сторон.
Оценочный аспект характерен для понятий «правда» и «ложь». Под правдой понимают социальную истину, содержащую нравственную оценку. Ложь - преднамеренное искажение знания с целью введения в заблуждение тех, кому она предназначена. Субъект, формирующий и распространяющий ложное знание, знает истину, но по каким-либо причинам скрывает ее.
Понятие «вера» имеет два значения: уверенность в том, что еще не доказано в данный момент, знание догматического характера о сверхъестественном - религиозном, принимаемое без доказательств.