ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ
Познание - это специфическая деятельность, обусловленная общественно-исторической практикой, направленная на приобретение знания, его углубление и совершенствование. Это процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.
В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира и субъект познавательной деятельности человек. Результаты остаются в познании конкретного человека и передаются во времени с помощью материальных носителей информации: книг, рисунков и т.д.
Отдельные науки не ставят и не решают коренных проблем познания, а изучают его отдельные стороны. Основная роль в исследовании познания принадлежит философии.
Раздел философии, в котором изучаются наиболее общие закономерности и проблемы познания, называется теорией познания, или гносеологией. Процесс познания интересует гносеологию с точки зрения его сущности, отношения познания к объективной реальности.
Философская теория познания опирается на специальное научное знание о познавательном процессе, психологическое, филологическое и т.д.
В философии сложились две точки зрения на процесс познания - гностицизм и агностицизм.
По мнению сторонников гностицизма, мир познаваем, а человек обладает огромным потенциалом в познании.
Агностики не верят в возможность человека познать мир и отрицают саму возможность познания мира. Теорию агностицизма выдвинул И.Кант - согласно ей, человек обладает ограниченной познавательной способностью, а мир непознаваем.
Материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность - сознание - изучает саму себя.
Идеалисты утверждают познание самостоятельной деятельностью идеального разума.
Категориальную систему гносеологии составляют ее основные понятия: познание и практика, субъект и объект познания, знание и вера, эмпиризм и рационализм, творчество и интуиция, метод и факт.
Центральное место в системе категорий гносеологии занимает истина. В познании существуют различные уровни: чувственное познание, логическое, эмпирическое, теоретическое.
Основными элементами, составляющими познание, являются: субъект познания, объект познания, процесс гносеологического взаимодействия между объектом и субъектом, который протекает в определенных формах чувственного и логического отражения действительности.
Субъект познания - это носитель познавательной деятельности, прежде всего это человек, социальная группа, слой, класс, этническая группа. Общество в целом, которое за свою историю накопило огромный объем материальных и духовных ценностей - носителей результатов познания, также является субъектом познания. Объект познания - это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания, ими являются предметы, процессы и явления материального мира или теоретические модели, которые создает и изучает человек в процессе научно-технической деятельности. Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной. Неадекватное, недостоверное отражение познающим объектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением.
Оценка - это логическое осмысление субъектом окружающей действительности, опирающееся на категории, законы, понятия, прежние ценности.
Основной формой познания и критерием истины при чюзнании является практика. Практика - конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека. К видам практики относятся материальное производство, управленческая деятельность, научный эксперимент.