ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ

Познание - это специфическая деятельность, обуслов­ленная общественно-исторической практикой, направлен­ная на приобретение знания, его углубление и совершенст­вование. Это процесс целенаправленного активного ото­бражения действительности в сознании человека.

В ходе познания выявляются разнообразные грани бы­тия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явле­ний окружающего мира и субъект познавательной деятель­ности человек. Результаты остаются в познании конкретно­го человека и передаются во времени с помощью матери­альных носителей информации: книг, рисунков и т.д.

Отдельные науки не ставят и не решают коренных про­блем познания, а изучают его отдельные стороны. Основная роль в исследовании познания принадлежит философии.

Раздел философии, в котором изучаются наиболее об­щие закономерности и проблемы познания, называется тео­рией познания, или гносеологией. Процесс познания инте­ресует гносеологию с точки зрения его сущности, отноше­ния познания к объективной реальности.

Философская теория познания опирается на специаль­ное научное знание о познавательном процессе, психологи­ческое, филологическое и т.д.

В философии сложились две точки зрения на процесс познания - гностицизм и агностицизм.

По мнению сторонников гностицизма, мир познаваем, а человек обладает огромным потенциалом в познании.

Агностики не верят в возможность человека познать мир и отрицают саму возможность познания мира. Теорию агностицизма выдвинул И.Кант - согласно ей, человек об­ладает ограниченной познавательной способностью, а мир непознаваем.

Материалисты считают познание процессом, в резуль­тате которого материя через свою отражательную способ­ность - сознание - изучает саму себя.

Идеалисты утверждают познание самостоятельной дея­тельностью идеального разума.

Категориальную систему гносеологии составляют ее основные понятия: познание и практика, субъект и объект познания, знание и вера, эмпиризм и рационализм, творче­ство и интуиция, метод и факт.

Центральное место в системе категорий гносеологии за­нимает истина. В познании существуют различные уровни: чувственное познание, логическое, эмпирическое, теорети­ческое.

Основными элементами, составляющими познание, являются: субъект познания, объект познания, процесс гно­сеологического взаимодействия между объектом и субъек­том, который протекает в определенных формах чувствен­ного и логического отражения действительности.

Субъект познания - это носитель познавательной дея­тельности, прежде всего это человек, социальная группа, слой, класс, этническая группа. Общество в целом, которое за свою историю накопило огромный объем материальных и духовных ценностей - носителей результатов познания, также является субъектом познания. Объект познания - это то, на что направлена познава­тельная деятельность субъекта познания, ими являются предметы, процессы и явления материального мира или теоретические модели, которые создает и изучает человек в процессе научно-технической деятельности. Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной. Неадекватное, недостоверное отраже­ние познающим объектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности ре­зультат познания называется заблуждением.

Оценка - это логическое осмысление субъектом окру­жающей действительности, опирающееся на категории, за­коны, понятия, прежние ценности.

Основной формой познания и критерием истины при чюзнании является практика. Практика - конкретная дея­тельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека. К видам практики относятся материальное производство, управленческая деятельность, научный экс­перимент.