ИДЕИ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ
Одной из основополагающих идей русской религиозной философии является идея о «богочеловечестве» как высшем выражении единствва материального, идеального и божественного.
Эта идея, по мнению В.С.Соловьева, осуществилась в образе Иисуса Христа, а в дальнейшем в образе человека в процессе его совершенствования и нравственного обновления. История общества, по мнению мыслителя, - это процесс движения от языческого состояния к его состоянию естественному - христианскому.
Человеческое начало Западной церкви должно соединиться с божественным началом Восточной церкви, и это приведет к богочеловеческому состоянию в обществе, где гармонично объединятся материя и дух, добро, истина и красота. Его учение является абстракто-логическим построением и представляет собой не столько теоретическую систему, сколько философию жизни.
Центральным понятием идеи философии В.Соловьева, Н.Лосского, Н.Бердяева является понятие всеединства. Суть учения состоит в утверждении, что каждая из множества существующих в мире вещей, есть частичное проявление всего мира в целом. Все элементы способны существовать и
возникать только в системе целого. Вершину образует единое творческое начало. Первоначалом является существующая реальность, идеал всего - Царство Божие. Этот идеал и есть мир как всеединство.
По Соловьеву природа состоит из трех начал: природного (энергия растений, животных), человеческого (энергия разума), божественного (гармония духа). Только богочеловек наполняет эволюцию природы нравственным духом, осуществляет всеединство своей синтезирующей любовью.
Главным философским трудом В.Соловьева является книга «Оправдание добра», где он утверждает нерасторжимую связь поколений как главную опору нравственности. Связь поколений - это прогрессивное исполнение общего дела, приготовление к Царству Божию и воскрешению всех.
Идея воскрешения делает для Соловьева реальной ответственность живых перед мертвыми и мертвых перед живыми, ответственности живых перед грядущими поколениями. Она является основой нравственного прогресса, поведения человека, его воспитания и всей педагогики.
В русской философии важна проблема свободы человееской личности Н.А.Бердяев в книге «Философия свободы» утверждал, что свобода существует изначально, даже Бог не властен над этой свободой и не несет ответственности за выбор в пользу зла или добра. Исходным пунктом его философии является примат свободы над бытием. Свобода не может быть ограничена бытием, она не определяется даже Богом, а имеет самодовлеющий характер. Свобода – сужность человека, связанная с его духом, это его внугренняя творческая энергия. В одном ряду с ней находятся творчество, личность, дух, Бог. Одним из видов свободы является рациональная свобода, которая подчиняет человека моральным законам. Высшим проявлением свободы является свобода как божественная любовь.
Видное место в русской философии занимает идея правды как истины, в ней объединены рациональный, моральный и эстетический подходы к бытию. Правда во все времена была идеалом русской философии. Ее традиции исходят к платоновской идее высшего Блага, которое имеет выражение в соединении Добра, Истины и Красоты. Русский народ во все времена искал высшую правду жизни.
Русская идея занимает одно из центральных мест в национальном самосознании. Соловьев сводил русскую национальную идею к идее всечеловечества, он отказывался национальной религии в пользу всемирной религии, спании всего человечества с помощью социального опыта России. Русская идея существовала в идее соборности, она формировалась и жила в культуре как идея высшего нравственно-религиозного идеала в обществе.
Русская философия сравнительно молода. Она впитала в себя лучшие философские традиции и школы мировой фисофии. В своем содержании она направлена на совершенвование мира и человека.