ФИЛОСОФИЯ ФЕЙЕРБАХА

Великий немецкий философ (1872 г.) считал филосо­фию наукой о естественно понятой действительности в ее Истине и универсальности.

Фейербах является последним представителем классической немецкой философии. Он стремился к ее обновле­ния и первым подверг критике философскую систему объ­ективного идеализма Гегеля. Он подверг критике гегелев­скую постановку проблемы отношения мышления и бытия, считая, что Гегель выводит природу из логики, нарушая тем самым все логические правила. Одновременно Фейербах не соглашался с Гегелем по вопросу соотношения философии и религии. К сожалению, он увлекался критикой Гегелев­ской философской системы, не поняв важности разработан­ной Гегелем диалектики.

Он правильно оценивал ее как идеалистическую, но не увидел в ней главного - учения о поступательном развитии мира, общества и человека. Его собственная философия срадала односторонностью и абстрактностью. Карл Маркс критиковал антропологические концепции философии за созерцательное отношение к миру.

Философия Фейербаха питалась из двух источников:

критика религии и критика философского идеализма Гегеля.

Оба источника тождественны. Идеализм Гегеля - та же религияя христианства, изложенная философским языком.

Фейербах называл свою философию «Антропологией», так как основой философских исследований должен быть человек и природа. Человек - это единство материального и духовного.

Фейербах - материалист и атеист, исходя из антропологического материализма, старался доказать, что не Бог соз­дал человека, а человек силой своей фантазии и абстрактно­го мышления сотворил Бога, передав ему свои собственные черты и характеристики в гиперболизированной форме.

В своих работах: «Сущность христианства» и «Лекции о сущности религии» Фейербах пытался доказать, что антропология - универсальная наука, в принципе совпадающая с философией.

Фейербах разработал теорию познания на основе мате­риализма. Исходным пунктом познания являются ощуще­ния, источником которого является материальный мир. Он критиковал теорию Канта, утверждая, что Кант ложно ис­толковал границы разума. Разум человека в своем развитии открыл глубочайшие тайны природы. Созданный Фейерба­хом философский портрет человека гуманистичен и полон оптимизма. Человек - создатель и мыслитель - верит в по­беду над неразумными силами мира.

Антропологический материализм определил социально­ философские воззрения Фейербаха. Он вскрыл социально­психологические корни религии, рассмотрев историю рели­гии различных нapодов, обратился к проблеме человеческого счастья, охарактеризовав человека через единство его чувств и воли.

В своей философии Фейербах выступал с критикой ре­лигиозного сознания, считая, что оно основано на вере в сверхъестественное и представляет собой совокупность фантастических образов. Однако критика религии не озна­чала попытку ее упразднения. Фейербах пытался заменить старую религию на новую, которая должна вместо любви к Богу проповедовать любовь к человеку и веру человека в самого себя.

Антррпология Фейербаха есть также теология как про­дукт человеческого духа. Бог - не что иное, как сущность человека, мысленно освобожденная от границ индивидуального.

Фейербах не смог объяснить царившие в его обществе социальные неравенства. Он прославился защитой материализма, критикой идеализма и религии, верой в человека, мощь и силу его разума. Учение Фейербахаи о человеке очень актуально. Для него человек - это мир чувств, эмоций, желаний, настроений, размышлений.

Главное в жизни человека по Фейербаху - любов дружба, преданность. Его критика раболепства, деспотизм невежества имела благотворное влияние на развитие мировой философской мысли.