ФИЛОСОФИЯ И. КАНТА
Немецкая классическая философия второй половины 18-го - первой половины 19-го вв. была апофеозом рационализма. Классическая - имеется в виду высочайший уровень ее представителей и уровень поставленных задач, которые они решали.
Философия поставила вопрос об основах и условиях своего собственного существования и развития, вычленив в качестве исходных категорий полярные диалектические противоположности: мышление и бытие.
Иммануил Кант (1724-1804) - основоположник классической немецкой философии, разработал последовательную философскую систему, в которой дал ответы на кардинальные вопросы человеческого бытия: .
«Что я могу знать?», «Что я должен делать?» , «На что я могу надеяться?». Из множества трудов Канта особо выделяются:
«Критика чистого разума» (1181) - излагается теория познания.
«Критика практического разума» (1788) - излагаются этические познания.
«Критика способности суждения» (1790) - изложение эстегических взглядов.
В «Критике чистого разуиа» Кант внес изменения, в понятия «Метафизика» и «Теория познания». Метафизика для него - наука об абсолютном, но в границах человеческого разума. Знания по Канту основаны на опыте и чувственном восприятии, только чувства дают нам сведения о внешнем мире.
В познании различают две стороны: содержание и форму. Содержание определяется опытом. Форма знания не зависит от опыта (она врожденная и присуща нашему сознанию). Первыми доопытными формами сознания являются пространство и время. Все что познает человек, он познает в формах пространства и времени, но самим вещам в себе они не присущи. От чувств процесс познания переходит к рассудку, а от него к разуму. Рассудок, переходящий за свои границы, т.е. границы опыта - это уже разум.
Разум диалектичен, его заключения иллюзорны, так как не подкреплены опытом.
Но роль разума выше, это регулятивная форма по отношению ко всем остальным познавательным способностям человека. Идеи Бога бессмертие души - недоказуемо. Но это моральная вера. Она основана на человеческой нравственности.
В труде «Критика практического разума» Кант называет нравственное сознание практическим разумом. Этот вид разума сильнее теоретического. Человек в важнейших жизненных ситуациях должен доверяться не рассудку, а нравственному чувству - долгу.
«Критика собственности суждений» начинается с изложения системы критицизма, затем следует критическая эстетика возвышенного, прекрасного, гениального, затем - критика принципов биологии, согласно которой Кант отвергает механическое объяснение жизненных процессов. В заключение - критическое определение границ применения теологического мышления при метафизическом толковании мира.
Для Канта поведение человека должно основываться на трех максимумах:
Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом.
В поступках исходи из того, что человек - наивысшая ценность.
Все поступки должны делаться на благо обществу.
Философия Канта уже при его жизни оказала сильное влияние на специалистов своей теоретической и практической стороной. Учением о морали он сориентировал творчество Шиллера. Гете признавал, что Кантовская «Критика способности суждения» дала философские основы его творчеству. Фихте, Шеллинг, Гегель связывали его имя со своей идеалистической метафизикой. Этическое учение Канта имеет огромное теоретическое и практическое значение, оно ориентирует человека и общество на ценности моральных норм и недопустимость пренебрежения ими ради эгоистических интересов.