ИРРАЦИОНАЛИЗМ 19 ВЕКА.
В первой половине 19 века происходит небывалое развитие Европейской культуры и науки. Под натиском цивилизации отступала феодальная раздробленность хозяйства, отсталость в культурной и политической жизни. Это было подтверждением правоты рационализма. Немецкая классическая философия максимально полно объяснила сущность бытия, познания, других философских проблем с позиций идеализма. Однако с объяснением картины мира с идеалистических позиций были согласны не все.
Во второй половине 19 в. выделились два направления критики немецкой классической философии:
- критика с позиций материалистической философии;
- критика со стороны неклассической идеалистической философии.
Они для критики «гегелианства» использовали не новые подходы, как материалисты и позитивисты, а старые. Они пытались объяснить мир с позиций старого догегелевского идеализма. Так зародился иррационализм - философия, отвергающая логические связи в природе, восприятие мира как целостной закономерной системы, критикующая диалектику Гегеля и саму идею развития.
Идейным отцом философии иррационализма и «филоюфии жизни» был А.Шопенгауэр (1788-1860). Его философия очень пессимистична. Шопенгауэр понимает жизнь как непрерывную борьбу между состраданием (любовь) и преобладающими над ними силами эгоизма и злобы. Жизнь, по мнению Шопенгауэра, - это «плесень» на одном из «шаров». Мир неразумен и беспечен, им управляет злая воля, ей мы обязаны своей жизнью, а, следовательно, своим страданием. Окружающий мир не имеет целостности, он не закономерен, не подконтролен разуму и подчиняется только другим силам, например, воле, аффектам. Воля намного сильней разума, ибо многие наши поступки продиктованы не доводами разума, а желаниями и инстинктом. Воля - центральное понятие философии Шопенгауэра, только она способна определять все сущее и влиять на него.
Воля - это идеальная сила и высший космический принцип, который лежит в основе мироздания.
В книге «Мир как воля и представление» Шопенгауэром выведен логический закон достаточного основания.
Согласно этому закону истинная философия должна исходить исключительно из представления, которое является фактом сознания.
Философия Шопенгауэра, несмотря на то, что не была признана современниками, оказала свое влияние на развитие неклассической идеалистической философии.
Учение датского философа С.Кьеркегора сводится к тому, что действительность не отождествляется с мышлением, поскольку она немыслима. Самые глубокие истины - жизнь, смерть, не познаются логикой, а переживаются непосредственно. Философия и есть переживание вечного в конечном существовании, индивидуальной судьбе личности.
Переживание - это любовь, вера, тоскa, страх, они и составляют мир существования человека, и это существование выше всяких законов и закономерностей. Основной тезис религиозного экзистенциализма Кьеркегора - разум приводит человека к отчаянию, вера спасает и дает надежду.
Продолжателем философии Шопенгауэра является Ф.Ницше (1844-1900) - основоположник «философии жизни». Жизнь по Ницше - это единственная реальность, существующая для конкретного человека.
Ф.Ницше выступил с философской программой «переоценки ценностей» и с откровенной критикой ryманизма. Суть программы заключалась в аморализме и нигилизме. Цель философии Ницше - помочь человеку приспособиться к жизни и максимально реализовать свои возможности. В основе жизни лежит воля: воля к жизни, воля внутри самого человека, неуправляемая воля (страсть), воля к власти. Толпе Ницше противопоставляет сверхчеловека высшего биотипа. Волюнтаризм Ницше - это гимн к воле, власти, которую сверхчеловек должен максимально развивать.
Философия Ницше - предшественница ряда современных западных философских концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жизни.