Основные характеристики послания как жанра.

Личностность.

Очевидность связи «автор-читатель».

Привязанность к конкретной ситуации.

Принципы толкования посланий. Согласно указанным выше характеристикам жанра, рассмотрим несколько принципов толкования посланий.

1. Послание имеет конкретного автора и конкретных читателей, для его верного истолкования необходимо четко представлять себе ситуация написания послания.

2. Так как послание имеет определенную обусловленную жанром структуру, при истолковании необходимо обращать на нее особенное внимание.

3. Личностный характер послания предполагает, что существует как минимум два уровня в послании — то, что относится только к людям в конкретной ситуации, и то, что может относиться и ко всем другим христианам в подобных ситуациях.

4. Послания содержат богословские истины не в систематическом порядке, поэтому необходимо учитывать этот факт при толковании.

Богословский анализ. Определение богословского контекста автора. Относительно недавно (XIX-XX в.) в герменевтике стали обращать внимание на то, что каждый автор Библии писал не только в определенном историко-культурном контексте, но и в определенном богословском контексте. Несмотря на то, что впервые мнение о наличие в Библии разных мнений появилось среди либеральных богословов, но мнение это было обосновано изучением конкретного текстуального материала, и сегодня любой серьезный богослов признает факт наличия особенностей в богословской системе каждого автора.

Основные понятия богословского анализа — это богословский контекст, богословское учение, богословская система

а) Богословский контекст — это богословские идеи, среди которых формируется и развивается собственное богословие автора библейской книги. Для верного восприятия изучаемого текста важно понять, что и автор, и его книга не возникли в богословском вакууме. Так же как исследуется история, для того чтобы лучше понять определенные тексты Писания с точки зрения их положения в истории, нужно обратить внимание на богословские идеи, школы, представления, тенденции и т. д. времени написания рассматриваемого текста.

Можно выделить на примере Нового Завета несколько уровней богословского контекста:

  • общий интеллектуальный контекст (эллиническая культура),
  • непосредственный культурный контекст (еврейская культура),
  • общий христианский богословский контекст (еврейское, языческое христианство),
  • конкретный христианский богословский контекст (богословие Павла, Иоанна, Луки).

б) Богословское учение называют определенную совокупность суждений относительно того или иного аспекта богословия, например, учение о спасении, которое является совокупностью различных суждений из различных текстов Священного Писания о спасении. Важно понимать, что о богословском учении можно говорить только после исследования Писания, обработки материала и его классификации по темам.

в) Богословская система. Богословские учения объединяются в богословскую систему. Богословской системой можно назвать определенную упорядоченную в соответствии с определенным принципом совокупность учений. Для понимания термина «система» необходимо знать, что всякая упорядоченная совокупность имеет определенный принцип упорядочивания, т. е. слово «упорядоченный» подразумевает определенное правило, по которому создается порядок. Анализируя различные богословские системы, несложно заметить, что их отличие друг от друга чаще всего обусловлено именно различиями принципов упорядочивания. Разные богословы строят свои системы вокруг разных центральных идей, авторы книг Писания не являются исключением. Богословие Марка отличается от богословия Иоанна, который в свою очередь отличается от Павла.

Пример анализа богословия ап. Иоанна. Рассмотрим для примера особенности богословской системы ап. Иоанна. Его Евангелие явно отличается от синоптических Евангелий, и дело, скорее всего, не в том, что Иоанн хотел написать «дополнение» к уже существующим Евангелиям, а в иной богословской системе.

В первую очередь обращает внимание на себя богословский язык Иоанна. Он использует много различных богословских терминов — свет, тьма, грех, правда, мир и др. В отличие от синоптических Евангелий, у Иоанна Иисус не говорит притчами и стиль его проповедей совсем иной.

Во вторых даже по содержанию Иоанн сильно отличается от синоптиков — у него нет ни родословной, ни описания рождения, искушения, изгнания демонов, ничего не сказано о Преображении, учреждении Евхаристии, мучении в Гефсиманском саду. Если предположить, что Иоанн просто хотел дополнить уже существующие Евангелия, то возникает вопрос — почему Матфей и Лука писали то, что уже было написано Марком, вместо того, чтобы также дополнить Марка? И следующий вопрос «Какова вообще цель написания Евангелий» Они — биография Христа, т. е. описание событий так «как это было»?

Можно по-разному ответить на возникающие вопросы, но одно очевидно — Иоанн не просто собрал и записал все неизвестные другим Евангелистам факты. Его Евангелие имеет совершенно законченную богословскую систему, и сам он был не просто собирателем фактов из биографии Христа, но богословом, преломляющим события через свою богословскую систему.

«Критика редакций». Критика редакций появляется после Второй Мировой войны и ее основоположниками можно считать Гюнтера Борнкамма (Gunther Bornkamm), Ханса Концельманна (Hans Conzelmann) и Вилли Марксена (Willi Marxsen), который и ввел термин «Redaktionsgeschichte». Суть данного подхода в том, чтобы рассмотреть имеющихся текст как следствие богословской переработки (редакции) автором различных источников. Так как метод появился при изучении Евангелий, то, естественно, что он прежде всего касается анализа богословских редакций авторов Евангелий. Считается, что Евангелие от Марка было написано первым, поэтому можно сказать, что Матфей и Лука «редактировали» это Евангелие, создавая свои — но как они это делали, и, главное, зачем они это делали? — именно на этот вопрос пытается ответить «критика редакций».

После появления «критике редакций» стали обращать внимание на то, что евангелисты и другие авторы Библии были не просто компиляторами, но богословами, которые перерабатывали имеющийся у них материал.

В качестве примера рассмотрим описание смерти Христа в Евангелиях: Мф. 27:45-56; Мк. 15:33-41; Лк. 23:44-49:

Мф. 27:45-56 Мк. 15:33-41 Лк. 23:44-49
От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом:   Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?   Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий. Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых. В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого. В девятом часу возопил Иисус громким голосом:   Элои! Элои! ламма савахфани? - что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?   Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет. А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его. Иисус же, возгласив громко, испустил дух. И завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу. Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий. Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим. Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме разодралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал:   Отче! в руки Твои предаю дух Мой.   И, сие сказав, испустил дух. Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник. И весь народ, сошедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь. Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это.

Одного взгляда достаточно для того, чтобы увидеть разницу в том, что именно сказал Христос в момент смерти — «Боже мой! Для чего ты меня оставил» или «Отче! В руки твои предаю дух мой». Кто-то скажет, что Иисус сказал и то, и другое, но почему одни Евангелисты написали одно, а другие другое (см. Ин. 19:30)? Потому имели различные друг от другу цели написания, и поэтому по разному «редактировали» реальные события.