Философия Просвещения

Развитие философии в XVIII веке происходило в русле широкого социально-культурного движения - Просвещения. Идеология и практика Просвещения распространяла почти во всех странах Европы научное образование. Философия просветителей доминировала в этом движении.

Философия Просвещения стремилась теоретически обосновать идеи веры в Разум человека, который через науку и практику обеспечивал прогресс человечества. Именно Разум освобождает человека от суеверий, традиций, мифов, угнетения. Устанавливается культ Разума, преобразующий природу, человека и общество. Это, безусловно, оптимистическая философия прогресса. Разум просвещенческий отличается от метафизического «комплекса прирождённых идей» своей неонтологичностью, это - движущая сила истины, это образ действия, а не бытия. Философия Просвещения этим ближе к эмпирической традиции Бэкона-Локка: Разум ограничивается опытом и опытом контролируется. Такой Разум критически относится к метафизике 17 века, а сама философия связывается с политикой, историей и наукой.

Философия Просвещения критически относится к религии. Она признаёт деизм - рациональную и познавательную религию, которая ближе к светской морали, к религиозной терпимости, к нравственной свободе человека, чем к христианской религии.

Большое влияние на идеи Просвещения имели произведения и деятельность французских мыслителей XVIII века: Ф.Вольтера, Д.Дидро, К.Гельвеция, Ш.Монтескъе, Ж.Руссо и др. авторов знаменитой Энциклопедии. В Англии широкую известность получил Д.Юм, в Германии - Х.Вольф, Г.Лессинг и др.

Просвещенческий Разум лежит в основе нового, юридического мировоззрения. Поскольку религия, мораль натуральные, т.е. рациональные, то и право тоже является натуральным. Равенство перед юридическим законом рассматривается как закон гражданской жизни. Юридическая правовая всеобщность превышает частные интересы. Человек - носитель Разума и справедливости вообще. Эгоизм отрицается. Конечно, речь шла о формальном равенстве и праве, о формальных законах. Но нельзя не отметить вклад идеологов Просвещения в концепцию правового государства и гражданского общества.

Сделаем основные выводы:

1. Философия Просвещения продолжает новоевропейскую традицию наукоцентризма преимущественно в русле материалистически- сенсуалистического эмпиризма.

2. Вера в прогресс человечества основывается на идее просветительского, критического Разума. Отсюда и практика педагогической, политической и научной активности.

3. Философия Просвещения формирует новое юридическое мировоззрение

с формальным равенством перед законом каждого человека.

Материалы к семинарским занятиям по теме 3.

 

Данная тема имеет следующие задачи:

- уметь обосновывать и показывать процесс формирования нового ценностного содержания европейской культуры индустриальной цивилизации;

- уяснить базисные черты наукоцентризма, роль философии в становлении новой классической науки;

- уметь выявлять и интерпретировать основные категориальные структуры эмпиризма и рационализма.

 

План семинарских занятий

1. Философия и культура эпохи Возрождения.

2. Гуманизм и натурфилософский пантеизм.

3. Формирование классической науки - фундаментального, экспериментального, математического естествознания.

4. Эмпиризм как идеалогия экспериментально-индуктивного исследования

5. Рационализм Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.Лейбниц).

6. Основные проблемы и тенденции философии Просвещения.

 

 

Темы рефератов и докладов

1. Социально-исторические предпосылки формирования философии Возрождения

2. Рациональное и мистическое в гуманизме Возрождения.

3. Учение Николая Кузанского о “ученом незнании”

4. Научная революция Нового времени

5. Социальные утопии Возрождения

6. Становление научной картины мира в науке и философии Нового времени.

7. Френсис Бекон об "Идолах" и "идеалах" науки.

8. Философское учение Р. Декарта

9. Социальная философия Т. Гоббса и Дж. Локка.

10. Философия Просвещения и механический материализм.

11. Проблема гуманизма философии. Просвещение и просветительский идеал образования.

 

Литература

1. Аверинцев С. С. Два рождения европейского романтизма// Вопросы философии 1989г. №3

2. Введение в философию : учебник ч.1, М. 1989г. –с. 135-168

3. Гісторыя філасофіі. Гродна 1997. Гл 5,6,8.

4. Калмыков В.Н. Основы философии. Мн. 2000, с. 75—85

5. Канке В.А. Основы философии. М2000 с. 52-59

6. Мусский И.А. Сто великих мыслителей, М2002, с.182-335

7. Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина. М 1997, с.75—85

8. Хрестоматия по философии: учебное пособие. Ростов н/Д. 1999, с.173-189

Углубляющее чтение:

Гайденко Пиама.История новоевропейской философии в ее связи с наукой.-М.,СПб.2000.

РеалеДж..Антисери Д.Западная философия от истоков до наших дней.Т.3.-СПб.,1996

Алексеева А.А. Рациональность и сознание. -М., 1991.

13-48.

Губин В.Д. Бытие сознания.\Губин В.Д.Философия ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ курс учеб.пособие.-М.2003.с.111-128.

Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе ХХ века // ВФ, 1991, № 6.

Гурина М. Философия: Учеб. пособие. -М., 1998. С. 358-389.

Жуков Н.И. Проблема сознания. -Мн.: Университетское, 1987.

- СПб: Питер, 2001. С. 149-161.

Золотухина-Аболина. Страна философия. -Ростов-на-Дону.: «Феникс». 1995. С. 26-45, 508-528.

Основы современной философии. СПб.: Лань, 1999. ч. 4. С.188-260.

Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989. С.5-14.

Рачков В.Л. Общая теория сознания. -М., 2000.

Сознание в социокультурном измерении. -М, 1990.

Стереотипы и динамика мышления. -Мн.: Наука и техника, 1993.

Философия: Учебник для вузов. -Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995. Гл. 4.

 

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ

 

Тестовая форма контроля

 

Выберите правильные варианты ответов:

1. Определите основную тенденцию мышления и культуры Возрождения?

а) переход теоцентризма к антропоцентризму,

б) борьба против религии;

в) становление науки

 

2. Назовите основные направления философии эпохи Возрождения.

а) неотомизм в) гуманизм

б) атомизм г) социальный утопизм

д) натурфилософия

е) деизм

ж) пантеизм

 

3. Выделите представителей гуманизма

а) Данте б) Августин д) Монтень

 

в) Декарт г) Э. Роттердамский е) Томас Мор

 

 

4. Какой идеал человека сформулировали гуманисты эпохи Возрождения?

а) Человек –политическое Животное

б) Человек –мыслящее существо

в)Человек –культурный индивид, творец, носитель развитых способностей

г) Человек --микрокосм

д) Человек –божественная тварь.

 

5. Выделите представителей философии Возрождения

а)Т. Мор

б)Д. Бруно

в)Н.Коперник

г)Н.Кузанский

д) Петрарка

е) М.Монтень

 

6. Определите сущность пантеизма

а) Пантеизм –всебожие мира

б) Пантеизм –безбожие мира

в) Пантеизм –единство Бога и мира

 

7. Какая философская тема свойственна индоевропейской философии

а) Духовность человека

б) Социальная тема

в) Природная тема

г) Познание мира

 

8. Выберите представителей эмпиризма

а) Н. Кузанский

б) Р. Декарт

в)Т. Гоббс

г) Оккам

д) Д.Локк

е)Д. Беркли

 

9. Какой метод предлагает рационализм?

а) интуиция

б) откровение

в) дедукция

г) эксперимент

 

10. Выделите основные идеи философии Просвещения .

а)сенсуализм

б)деизм

в)клерикализм

г) просветительский разум

д) прогресс

е) юридическое мировоззрение

 

Вопросы для самостоятельного творческого осмысления темы

 

1. Какой смысл термина «Ренессанс»?

2. Сравните пантеистическую картину мира и эманационную картину мира у неоплатоников?

3. 3.Как вы объясните идею Н. Кузанского о «разворачивании»мира, а не его творении?

4. Как вы считаете, в чем причины противоречивости гуманистического идеала Возрождения?

5. Чем отличаются картины мира Возрождения и Нового времени?

6. Каков новый идеал науки формируется в 17-18 вв?

7. Почему новоевропейская философия считается наукоцентричной?

8. Дилемма эмпиризма и рационализма относится к ко всей культуре Нового времени. Почему, как вы думаете?

9. Методическое сомнение Декарта – это скептицизм?

10. Является ли метод индукции рациональным в науке?

11. Как улучшить, рационально обработать наблюдение опыта по Бэкону?

12. Что такое «врожденные идеи»?

13. Как вы понимаете сенсуализм Д. Локка?

14. Как вы полагаете, почему наука должна быть чистой от разных помех, идолов и быть правильной?

15. Какие новые ценности культуры утверждает философия Просвещения?