Природа и общество

Природа по отношению к обществу выступает своего рода conditiо sine qua non, то есть условием, без которого его существование невозможно. Но и общество, однажды возникнув, приобретает относительную самостоятельность, оказывая на природу мощное воздействие. Между обеими системами устанавливаются сложные отношения в форме взаимодействия.

Рассмотрим сначала воздействие природы на общество. В философии, а затем в социологии, для обозначения окружающего человека живого и неживого природного мира традиционно употребляется понятие «географическая среда». Географическая среда включает в себя четыре жизненно важных для человечества сферы: литосферу, атмосферу, гидросферу и биосферу.

Литосфера представляет собой, с одной стороны, основание, своего рода площадку, на которой и в пределах которой возникает и осуществляется жизнь, в том числе и жизнь общества, а с другой, она — источник, удовлетворяющий потребность человечества в пище и средствах труда. Верхний слой земной коры — почва — включает в себя пашню, пастбища, леса — три биологические системы, на которых зиждется человеческая жизнь. Они обеспечивают потребности людей в хлебе, мясе, молоке, коже, шерсти, древесине. Не менее значимыми для общества, особенно современного общества, являются естественные богатства средств труда — полезные ископаемые: нефть, газ, уголь, металлы и многое другое.

Другая составная часть географической среды — атмосфера. Воздушная оболочка Земли толщиной всего в 10 км поддерживает существование всего живого на земле, в том числе человека. Без воздуха нет жизни. Воздух возобновляет наше физическое существование, поддерживает наш физический дух. Не случайно знаменитый древнегреческий философ Анаксимен считал воздух основой всего сущего. Перестав дышать, человек падает замертво. Он — опора и основание всякой жизни. Воздух принимает участие в образовании воды, его состав оптимален для жизни человека, на всех пространствах земного шара и во все времена земного существования человечества его состав остается тем же самым и не меняется. Воздух поддерживает необходимый температурный режим и защищает земную жизнь от смертоносного воздействия солнечной и космической радиации.

Не менее значимой для жизни, в том числе общественной жизни, является гидросфера. Примерно 70% земной поверхности занимает вода. Вода находится и внутри Земли. Она — составная часть всего земного, в том числе и самого человека, тело которого на 70% состоит из воды. В водной среде существуют многочисленные животные, рыбы, растения. Все жизненно важные процессы в живом организме протекают только в водных растворах. Есть немало оснований утверждать, что и сама жизнь зародилась в воде. В философских исканиях оснований мира вода занимает наиболее видное место. Вода наполняет, умывает и очищает. Она — неиссякаемый источник энергии. Все великие цивилизации на Земле возникли вблизи воды.

И, наконец, о биосфере. Выше мы заметили, что человек не в состоянии жить без воздуха и воды. Но он в равной мере не может прожить без растительной и животной пищи, которую поставляет ему биосфера.

Общественную жизнь пытались объяснить то с помощью влияния на нее рек, морей, океанов, то посредством воздействия почвы, климата, воздушных потоков и т.п. Одни исследователи связывали жизнь общества с великими реками, другие с ландшафтом и климатом, третьи с размерами территории или богатствами земных недр. Такого рода взгляды получили название «географического детерминизма».

Воздействие природной среды на общество существенно модифици­руется в зависимости от географических координат и этого нельзя не учитывать. Это хорошо видно на примере изменения климатических условий проживания людей. Одни народы живут в жарких странах, другие — посреди снегов и вечной мерзлоты, третьи — в умеренном климате. Понятно, что там, где много тепла и много света, требуется меньше усилий для поддержания жизни, чем в местах, где, как образно говорится, двенадцать месяцев — зима, а остальное — лето. Никто не станет оспаривать очевидного: суровые условия жизни северных народов отбирают у людей множество сил и энергии в борьбе за свое существование. Не только в прошлом, но и теперь, в эпоху научно-технического прогресса этот неблагоприятный климатический фактор оказывает свое негативное воздействие.

Как уже было сказано, в понимание природы, взаимодействующей с обществом, включается не только природа Земли, но и все, что находится за ее пределами и оказывает влияние на жизнь нашей планеты, в том числе и на жизнь общества. Это в первую очередь космические тела и космические энергии солнечной системы. О влиянии небесных сил на человека и общество говорили многие ученые и философы. В их числе — замечательный русский ученый-космист А.Д. Чижевский (1897-1964), основатель космической биологии. Ему принадлежит заслуга в открытии устойчивых, закономерных связей между космическими циклами, в частности циклами деятельности Солнца и биологической и даже социальной ритмикой на Земле. Возрастание солнечной энергии приводит, по мнению Чижевского, к большей подвижности человеческих коллективов, к возрастанию социальной активности.

Происходящие в земной и внеземной природе всевозможные процессы могут принять, и нередко принимают катастрофический характер и приводят к величайшим разрушениям и человеческим жертвам. Это — примеры негативного воздействия стихийных природ­ных сил на жизнь целых народов. О наводнениях, засухах, различных эпидемиях, штормах и ураганах, вулканических извержениях и землетрясениях мы слышим чуть ли не каждый день. Время от времени случаются и великие катастрофы, наносящие колоссальный ущерб и уносящие тысячи и даже миллионы жизней. Например, Гималайское землетрясение 1950 года по силе энергии равнялось 100 тысячам атомных бомб, сброшенных на Хиросиму. Только общий вес переместившихся в результате землетрясения пород составил около 2 млрд т. Еще более страшными по своим последствиям являются катастрофы, случающиеся в биосфере Земли. Например, в ХIV веке за три года эпидемия чумы унесла более 20 млн человеческих жизней в Европе, а в странах Востока от нее погибло 50 млн человек. Если учесть, что в то время на Земле проживало примерно 300 млн человек, то эта эпидемия погубила четверть населения земного шара. Как утверждают эпидемиологи, в те годы возникла реальная угроза самого существования человечества.

Опасность случающихся на Земле природных катаклизмов и катастроф еще более увеличивается вследствие непредсказуемости большинства из них. Несмотря на предпринимаемые наукой усилия спрогнозировать стихийные бедствия, сделать это не удается. Пока еще никто не в состоянии точно ответить на вопрос, когда и в каком месте Земли произойдет очередное землетрясение или обрушится какое-либо космическое тело. К сожалению, человечество не только не в состоянии спрогнозировать стихийное бедствие и предотвратить его, но само того не ведая, собственными неразумными действиями, неадекватным вмешательством в природную среду усугубляет и провоцирует стихийные бедствия и катастрофы.

Было бы, однако, большой ошибкой ограничивать влияние природы на человека и общество материальной стороной дела. Природа — это не только мать богатства и источник жизни, она, вместе с тем, и неиссякаемый источник творческой и духовной энергии. Без ее потрясающей красоты, бесконечного разнообразия света и цвета, сменяющих друг друга нерукотворных живописных картин на земле и на небе, без вдохновляющих примеров воскрешения, казалось бы, безвозвратно погибшего, жизнь человечества была бы невозможной.

Природная красота обнаруживает себя везде, в любой точке Земли, но обнаруживает по-разному. Всюду она являет себя в удивительной гармонии и разнообразии, укрепляя человека и нравственно, и духовно. Оторванный от созерцания красот природы человек погибает не только духовно, но и физически, а, следовательно, гибнет и общество. Перефразируя известную поговорку, можно сказать, что общество живо не хлебом единым. Оно нуждается не только в материальной пище, но и в пище духовной, тоже поставляемой ему природой. Еще раз подчеркнем: эта духовно-эстетическая сторона природной среды остается почему-то в тени или вообще не замечается в экологических исследованиях.

Будучи гениальным художником, создателем и хранителем поражающих воображение красот мира, природа является и великим учителем, воспитателем. Она есть книга мудрости, превосходящая человеческое разумение. Вместе с тем, она — неиссякаемый источник познания. Свои первые уроки жизни человек берет у природы и затем на протяжении всей своей жизни учится у нее уму-разуму. Все великие открытия в науке — это, в конечном счете, отображение природы, ее явлений и сущностей, ее внутренних имманентных законов. Весь громадный запас добытых с помощью учительства природы знаний суть лишь небольшие фрагменты единой картины мира с его внутренними законами и правилами функционирования и развития. Еще древние греки обращали внимание на значение природных явлений в устройстве человеческого общежития, в получении жизненно необходимых знаний. Например, Демокрит подчеркивал, что человечество должно быть благодарно природе за то, что она научила его культурной жизни, хозяйственной и иной деятельности. «От животных, — писал великий философ, — мы путем подражания научились важнейшим делам: паука — ткацкому и портняжному делу; ласточки — построению жилища, лебедя и соловья — пению». Многие современные технические и научные решения в буквальном смысле скопированы с природных явлений и процессов.

Через своеобразие природных условий и естественной красоты тех мест, где проживают различные народы, происходит формирование психического их склада, его особенностей.

Конечно, не все здесь однозначно. На характер народов, на их особенности, на их воображение и специфику мыслительных процессов воздействуют помимо природных факторов и множество других. Хорошо известно, что народы, даже близкие по крови и генетическому фонду, находясь в одинаковых природных условиях, могут различаться (и различаются до сих пор) по уровню своего экономического и культурного развития. Например, древние греки или древние римляне по степени развития экономики, культуры, духовной сферы в целом далеко опережали своих соседей, живших в сходной с ними природной среде. То же самое можно сказать и о китайцах или индусах, на многие столетия опередивших по уровню культуры другие азиатские народы. Эти известные исторические факты ссылками на природную среду не объяснишь. Многие исследователи единодушно отмечают, например, исключительно развитое воображение названных народов, что нашло свое отражение, в частности, в созданной ими мифологии. По разнообразию и глубине мифологического мировоззрения древние греки или древние индусы не имеют себе равных. Мифология же, наряду с религией, как мы знаем, послужила источни­ком и основанием возникновения философии, а затем и науки.

Посмотрим теперь, как воздействует общество на природу. К сожалению, о влиянии общества на природную среду приходится говорить преимущественно в негативном плане. Конечно, можно приводить примеры и положительного воздействия общества на природную среду, иллюстрировать человеческую деятельность фактами культивации и мелиорации земель, лесными посадками, семеноводчес­кой работой, приручением диких животных и пр. Однако все эти факты разумного и доброго отношения людей к природе просто ничтожны в сравнении с масштабностью деструктивного вторжения человека в окружающую его природную среду.

С одной стороны, человечество в процессе своей хозяйственной деятельности непрерывно и в возрастающей прогрессии расходует естественные природные ресурсы — средства существования и средства труда, по терминологии Маркса. С другой, в ходе усилива­ющейся и все более масштабной производственной деятельности происходит опасное загрязнение почвы, воды, воздуха. Особенно широкий размах деструкция основных природных компонентов, на которых держится жизнь, в том числе и общественная жизнь, приняла в век научно-технического прогресса. Наука и техника принесли с собой не только блага, но и немало больших бед для природы, а через нее и для общества. Как образно писал по этому поводу русский философ Н.А. Бердяев, «там, где проходит машина, там отцветают цветы».

Бурный рост производства и потребления, огромное количество всевозможных машин, различного рода технических средств, двигаю­щихся по земле, по воде и воздуху, а также внутри земли и в космосе и многое, многое другое, свидетельствующее о целенаправленном и все возрастающем влиянии общества на природную среду, на ее преобразование в совокупности привело к возникновению новой, небывалой дотоле сфере природной среды. Возникла качественно новая сфера Земли, так называемая ноосфера (от греч. «нус» и «сфера», что значит сфера ума). В трудах французского философа и ученого Тейяр де Шардена и русского мыслителя и выдающегося ученого В.И. Вернадского дан научно-философский анализ этой высшей социоприродной реальности. По определению некоторых ученых, ноосфера — это «планетарное и космическое пространство (природная среда), которое преобразуется и управляется человеческим разумом, гарантирующим всестороннее прогрессивное развитие человечества»[34]. Утверждают, что в будущем сфера разума будет увеличиваться за счет проникновения людей вглубь Земли и в Космос. Научная ценность учения о ноосфере и его значимость для исследования нашей планеты и космоса неоспоримы. Но было бы, по нашему мнению, неправомерно преувеличивать роль человеческой деятельности в «преображении и управлении планетарным и космичес­ким пространством», как это делает автор только что приведенной цитаты.

Природная среда, как было сказано выше, включает в себя неживую природу и живую ее часть, животный и растительный мир, в том числе человека как высшего представителя животного царства. Но человек, в отличие от братьев своих меньших, живет не только посреди природы. Внутри своего природного жилища он создает свой особый мир, рукотворные жизненные условия, так называемую социальную среду. Эта последняя слагается из великого множества разнообразных людских связей и отношений, всевозможных явлений и процессов, включая устойчивые и устояв­шиеся формы совместной общественной жизни и деятельности. Если природа дает человеку крышу над головой и все необходимое для его физического выживания, то социальная среда делает человека человеком.

Но и это не все. Человек — не только природное и социальное (политическое, по определению Аристотеля, животное), но, в первую очередь и в конечном счете, существо духовное. Пребывая в природной и социальной среде, человек одновременно находится в среде духовной. Он живет посреди невидимого идеального поля, которое снабжает его духовной пищей, жизненно необходимой духовной энергией, с помощью которой человек преодолевает косную силу материального бытия и устремляется в небо. Таким образом, жилищем человека одновременно являются природная, социальная и духовная среды. Все они в равной мере необходимы для человеческой жизни, отсутствие любой из них делает невозможным существование человека, а, следовательно, и общества. Эта триада в своем единстве и составляет дом — эко — для человечества.

Само собой разумеется, дом этот, все его составляющие должны содержаться в чистоте и порядке, тщательно оберегаться от возможных разрушений. Помочь поддержать установившийся порядок в доме, уберечь его от разрушительных внутренних и внешних разрушительных сил, от физического и духовного загрязнения и призвана экология — наука о сохранении и благоустройстве земной обители человечества.

В первую очередь человечество обязано заботиться об охране и чистоте природной части своего жилища, в которой он проживает вместе с другими живыми существами. Человек, как уже отмечалось выше, не в состоянии жить без воды, воздуха, земли, являющихся неотъемлемыми элементами неорганической природы. Но он не может существовать и в мире, лишенном животной и растительной жизни. Поскольку в природной среде, как сказано, человек — всего лишь один из многих представителей животного мира, он по необходимос­ти вынужден считаться с этим: «с волками жить — поволчьи выть». Во-первых, окружающий человека растительный и животный мир является единственным поставщиком средств, необходимых для его существования. Уже в силу этого перед ним стоит насущная задача сохранения и воспроизводства жизни растений и животных во всем их многообразии и своеобразии. Но дело не только в этом. В процессе длительной эволюции вся обитаемая живыми существами поверхность и толща земли, воды, воздушного пространства поделены соответствующим образом между ними. Каждый живой организм, будь то животное или растение, занимает свою, ему свойственную биологическую нишу. В результате в природе на протяжении миллионов лет сложилась чрезвычайно сложная и вместе с тем удивительно стройная система, достигнуто уникальное гармоническое равновесие между различными развивающимися элементами и подсистемами единой природной среды. В ней нашлось место и человеку. Другое дело, что он не захотел понять эту гармонию, услышать природную симфонию и стал с нарастающей силой под аккомпанемент ускоряющегося какофонического прогресса выходить за пределы отведенной ему самой природой рамки, стал насильственно вытеснять другие живые сообщества, непродуманно занимать их законные места, уничтожая условия их существования, а следовательно, и их самих.

Но жизнь человека, как сказано выше, зависит не только от наличия соответствующих природных условий, но в значительной степени и от соответствующего социального и духовного окружения. Люди должны охранять природную среду, чтобы пить чистую воду, дышать свежим воздухом, есть здоровую пищу. Однако не хлебом единым жив человек. Он обязан прилагать не меньшие, если не большие усилия, чтобы оберегать родную ему социально-духовную среду, традиционный образ жизни, чтобы нелицемерно любить своих ближних, свою Родину и своего Бога.

Человек гибнет, вкусив отравленную пищу, выпив радиоактивную воду, вдохнув смертоносный воздух. Но он уходит из жизни и под воздействием исковерканной «социальными преобразованиями» общественной среды. Великий немецкий философ Гегель, рассуждая о природе человеческой души, заметил, что нередко люди погибают от неизбывной тоски-печали по утерянной или опозоренной Родине. Лучшим подтверждением этой мысли служит русская история XX века. Сотни тысяч русских людей, если не миллионы, преждевременно оставили земную обитель, измучившись душевными страданиями, сердечной болью по Родине. Сколько людей, не дожив до конца отведенных им богом лет, ушло в мир иной от ностальгической болезни — тоски по родной земле. К этому надо добавить оборванные жизни — голодом, холодом, тюремными застенками, революционно-демократическими пулями, ибо все это стало закономерным следствием революционных преобразований и демократических реформ, различных переделок и перестроек народной жизни.

В отличие от природной среды, возникшей и образовавшейся независимо от человека и задолго до его появления на Земле, общественная жизнь, или как еще ее называют, социум есть, в конечном счете, продукт самой человеческой деятельности. Все это, однако, не означает, что социальная среда возникает и формируется по человеческому произволению, чисто субъективно, согласно людской воле. Социальные формы человеческого общежития складываются в те или иные структурные образования не по случайному стечению обстоятельств, а под воздействием объективных факторов: природно-географических, исторических, хозяйственно-экономических, национально-психологических и других. Своеобразие социальных и государственных форм жизни конкретного народа есть результат действия названных факторов, своего рода параллелограмм сил, показывающий направленность социальных изменений, общественного движения. Другими словами, при всей свободе воли, которую человеку предоставила природа (или даровал Бог), он вынужден сообразовываться с объективными обстоятельствами жизни, с тем наличным материалом, который ему оставили предшествующие поколе­ния.

Социальная среда, уклад жизни, формы общественного и государственного устройства того или иного народа, его обычаи, верования, материальная и духовная культура создаются не за один день, а складываются на протяжении многих и многих поколений, вносящих свой посильный вклад в становление и развитие данного народа. Все это само по себе бесценно, но дело не только в этом. Устоявшаяся социальная среда, удобряемая веками национально-общественная почва, привычный и веками отработанный характер взаимоотношения людей внутри данного сообщества представляет собой единственно возможный для данного народа образ жизни, отвечающий его духовным потребностям, его запросам, его естественному состоянию. И всякое, даже малейшее изменение уклада жизни оборачивается трагедией для большинства нации, насильственной ломкой его телесной организации, души и духа, другими непредсказуемыми издержками. Иными словами, социальная среда преемственно создается и развивается в жестких рамках исторической необходимости, а все, что устоялось в ней и оформилось, должно воспри­ниматься как неизбежная данность, как своего рода предопределенность и выпавшая на долю данного народа историческая судьба. Отменить ее или изменить невозможно, как невозможно переделать историю народа: она сложилась такой, какой сложилась.

К великому сожалению, эту очевидную истину «просвещенная» часть человечества не только не осознала, но и вопреки ей призывала и продолжает призывать к насильственному революционному или тихому реформистскому вмешательству в публичную и частную жизнь целых народов, пытаясь переделать и перестроить ее по искусственно созданным образцам, выдуманным в тиши кабинетов социально-государственным шаблонам «передовых» идей.

История народов и государств, особенно наша российская история, с наглядной очевидностью показывает, к каким величайшим трагедиям приводят преобразования, переделки и перестройки на основе утопических теорий, придуманных «радетелями» за народ. Их утопические построения, несбыточные обещания золотых гор и молочных рек, поддержанные энергией отдельных, фанатично настроенных индивидов и социальных групп, захватывают в свой губительный поток широкие массы, уводя их от созидательной деятельности и направляя их усилия на разрушительную работу, на слом и разбазаривание строившегося и копившегося веками, нивелируются и обесцениваются величайшие материальные и духовные ценности. К несчастью, социальные утопии, несмотря на их очевидную несостоятельность, обладают реальной возможностью осуществляться. Превращаясь в реальность, они меняют прежнюю розовую окраску и оборачиваются в конце концов народной трагедией.

Уроки, преподанные революционными погромами и реформаторским разором, навечно останутся в памяти народной. Они должны помочь выработать у нации иммунитет к социальной заразе и безошибочно опознавать ее носителей и распространителей — зачинщиков и организаторов общественных смут. Народы должны научиться выделять вирусы социальной инфекции и распознавать их в лицо. И в этом им должна помочь новая наука — экология социальной среды. Как и в случае с хотя и запоздалым осознанием трагических последствий негативного вмешательства в социальную среду, человечество должно подняться до осознания роковых последствий подобного вмешательства в традиционно сложившиеся социальные условия жизни людей, в естественноисторический порядок существования наций и народов. Это должно быть сделано без промедления, ибо процесс разрушения национальных культур, традиционных форм жизни больших и малых народов стремительно набирает темпы. Победа массовой культуры, полная унификация общественных и государственных форм жизни народов с неизбежностью приведет к гибели человечества.

Что касается духовной среды бытия человека, то о проблеме ее защиты надо говорить не менее настойчиво и даже более громко, чем об охране социальной среды. Эта сфера особенно чувствительна к различного рода преобразованиям. Ее хрупкость и ранимость обязывает относиться к ней чрезвычайно осторожно и оберегать духовные богатства различных народов с особой настойчивостью, решитель­ностью, а самое главное со знанием дела. Но этого как раз и не делается в большинстве стран мира. Дело охраны духовного поля народов еще впереди, оно еще ждет своих исследователей и защитников и надо надеяться, что в ближайшем будущем они появятся и с их помощью возникнет новая наука — экология духовной среды.

Таким образом, в результате получается довольно неутешительная картина охраны человеческого дома от загрязнения. Из названных трех сред человеческого бытия фактически только природная среда удостоилась внимания науки и государственной власти, а также различных общественных служб. Экологическая наука замыкается на природную среду, не выходит за ее рамки. Если она и говорит о социальной экологии, то лишь в связи с ответной реакцией природы на негативное воздействие человеческой деятельности. Понятие «социальная экология», вошедшее в научный лексикон, отражает только эту сторону экологической проблематики. Лишь после того как будут разработаны в научном плане экологические проблемы социальной и духовной среды, можно будет говорить и об единой экологической науке, глубже и плодотворнее исследовать и частные вопросы, относящиеся к экологии конкретных природных, социальных и духовных явлений и процессов.