Феноменология

 

Феноменология (теория феноменов или явлений) – философское направление современной западной философии, стремящееся описывать события и действия такими, какими они являются; это учение о феноменах сознания. Феномен – это все явления сознания, которые могут им восприниматься. Феноменология выступает против научной стандартизации (например, карандаш – не совокупность молекул и атомов, а феномен).

Основателем феноменологии является немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859-1938 гг.). Главное для Гуссерля – отделить человеческую сознательную деятельность как от индивидуальных переживаний, ассоциаций, так и от объективных связей вещей в мире. Истина должна быть независима от исторических условий, расовой принадлежности субъекта познания, индивидуальных переживаний. Предмет и метод философии в феноменологии был пересмотрен, так как для философских построений используются непригодные естественнонаучные понятия. Философия должна быть не рациональной, логической системой высказываний и доказательств, а заставляющей объект «проявиться», делающей интуитивное очевидным. Она исследует трансцендентальный (выходящий за пределы опыта) мир «чистого» сознания.

Сознание получило в феноменологии новую трактовку. Гуссерль анализирует его не с точки зрения содержания, а с точки зрения цели. В понятии «чистого сознания» речь идет не о реальном человеческом сознании, неразрывно связанным с внешним миром, а о «чистом сознании», представляющем собой сверхчеловеческое, абсолютное бытие. Оно непредметно и свободно от всего, что не является сознанием. Особенности человеческого сознания не могут быть выявлены, пока мы будем растворять сознание в неопределенно-многообразном поле его предпосылок – человеческих установок, привязанностей, предрассудков – и следствий его применения – научных теорий, культурных объектов. Сознание – это всегда сознание о чем-то, оно имеет субъект-объектную структуру. Направленность сознания на что-то Гуссерль называл интенциональностью сознания.

Изучение феноменов сознания требует осуществления феноменологической редукции, состоящей из двух частей: 1) эдейтической редукции, т.е. воздержание от любых суждений, относящихся к объективной реальности и выходящих за границы «чистого» (т.е. субъективного) опыта, в результате мы начинаем описывать не существование, но идеальную сущность вещей, «эйдос»; 2) трансцендентальной редукции, т.е. рассмотрения самого «субъекта познания» не как реального, эмпирического, социального и психофизического существа, а как «чистого», трансцендентального сознания. При исследовании сознания нет смысла прибегать к помощи логических инструментов: жизнь сознания открывается нам только с помощью интуиции, непосредственного усмотрения.

Трудности, связанные с определением метода анализа чистого сознания, с выявлением основы взаимодействия индивидуальных сознаний, привели Гуссерля к выделению той базовой реальности, которая позволяет координировать индивидуальные познавательные установки, – к жизненному миру. Характеристики жизненного мира крайне скупы, однако можно говорить о сходстве жизненного мира и естественной установки сознания, от которой Гуссерль безуспешно пытался избавиться.

Феноменология оказала значительное влияние на большинство философских направлений XX в.; Гуссерль имел последователей и среди отечественных философов. Идеи феноменологии широко используются в социологии, религиоведении, психологии, лингвистике.