Философия Дж. Бруно

 

Почетное место в философии эпохи Возрождения принадлежит Джордано Бруно (1548-1600 гг.). В молодости он был монахом доминиканского ордена, затем под влиянием гуманистических идей оставил монашеский сан и уехал из Италии. Активная философско-пропагандистская деятельность «подарила» Бруно множество врагов из лагеря сторонников теологического мировоззрения, что стало причиной его осуждения инквизицией и публичного сожжения на костре. Его основные произведения: «О причине, начале и едином», «О бесконечности, Вселенной и мирах», «О героическом энтузиазме».

Философия Бруно в целом материалистична, но по форме это пантеизм. У него Бог окончательно растворяется в природе, которая, по его словам, есть «Бог в вещах». Природа бесконечна, поэтому Бруно отказывается от воззрения польского астронома Н. Коперника, согласно которому Солнце представляет собой абсолютный центр Вселенной. Такого центра во Вселенной, по мнению Бруно, нет. Солнце – лишь относительный центр нашей планетной системы. Во Вселенной есть бесконечное множество обитаемых планет: «другие миры так же обитаемы, как этот».

Атомистическую теорию он считал ценной для физики, в связи именно с этим признавал атом физическим минимумом. Что же касается философии, то признание атомов и пустоты он считал недостаточным для решения ее задач. Философу нужна «материя», которая бы «склеивала» атомы и пустоту. Поэтому философским минимумом он признавал не атом, а монаду, которой соответствует философский максимум – бесконечная природа в единстве всех ее форм.

Материя есть начало, которое все производит из собственного лона. Она есть первооснова, субстанциальная причина всего существующего, Единое. В Едином заключена внутренняя активность, которую Бруно называет «душой мира», всеобщим разумом.

Большое значение для развития философии имела теория познания Бруно. Познание должно начинаться с сомнения во всем. Лишь рассмотрев два противоположных суждения, лишь путем столкновения двух противоположных взглядов можно обнаружить истину. Существует три ступени постижения истины. Первая ступень познания – это чувство, ощущение, вторая ступень – разум и высшая ступень познания – ум. Полная истина познается лишь при помощи интеллекта, который познает внутренние связи вещей.

Философия Бруно в целом оптимистична. Мир гармоничен и совершенен, несовершенство и смерть присущи лишь единичным явлениям. Уничтожение кладет начало возникновению и наоборот. Источник этой связи противоположностей, их внутреннего родства – бесконечная субстанция, частицей которой является и человек.