Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания раскрывает общую тенденцию развития. Его сущность проявляется в том, что всякая конечная система, развиваясь на основе единства и борьбы противоположностей, проходит ряд внутренне связанных этапов. Эти этапы выражают неодолимость нового и спиралевидный характер развития, который проявляется в известном повторении на высшей ступени развития некоторых черт исходной стадии общего цикла.
Что же собой представляет отрицание? В мире постоянно что-то появляется, а что-то гибнет. Мир находится в постоянном развитии. Замена старого новым есть развитие, а преодоление старого новым есть отрицание. Этот термин ввел Гегель (через отрицание абсолютный дух идет к своему познанию). Отрицание не привнесено в предмет извне. Отрицание есть результат собственного, внутреннего развития предмета. Предметы и явления, развиваясь на основе внутренних противоречий, сами создают условия для отрицания, для перехода в новое качество. Поэтому отрицание есть преодоление старого на основе внутренних противоречий, результат саморазвития предметов.
1. Формально-логическое отрицание, которое не отражает процесс развития. Например, суждения типа: «Чины людьми даются, а люди могут ошибнуться» (А. Грибоедов), «Ни разу не вспомнил я ту, что любил, потому что ни разу ее не забыл» (Р. Гамзатов). Эти суждения – пример формально-логического отрицания.
2. Метафизическое отрицание, где отрицание понимается как простое уничтожение предмета, отрицать – значит сказать «нет». Отрицание представляет собой полное, абсолютное уничтожение того, что существует или существовало. Гносеологические корни подобного отрицания — непризнание наличия внутренних противоречий у предмета, причины развития не рассматриваются или же не сводятся к действию внешних сил. Примером метафизического отрицания может служить требование пролеткультовцев в первые годы Советской власти создать пролетарскую культуру на чистом месте.
3. Диалектическое отрицание представляет собой момент развития, обусловливает само развитие. Содержит в себе уничтожение, отмирание старого, отжившего и в то же время сохраняет положительное, способное к развитию зарождающегося нового. (И да, и нет одновременно.)
Диалектическое отрицание характеризуется двумя моментами:
1. Оно есть условие и момент развития; что означает: только отрицание, которое служит предпосылкой для появления нового, есть положительное отрицание. Диалектическое отрицание исходит из того, что новое не уничтожает старое полностью, а сохраняет лучшее, что в нем имеется, и не только сохраняет, а поднимает на более высокую ступень развития. Отрицание положительно, когда после него есть развитие.
2. Отрицание есть момент связи нового со старым. Новое характеризуется преемственностью. Новое, которое появляется, не всегда остается новым. Оно, в свою очередь, будет заменено более новым. Всякое явление, предмет внутренне противоречивы, количественные изменения в них вновь приведут к появлению нового качества, отсюда вытекает необходимость следующего отрицания. Это отрицание называется отрицанием отрицания. Каждый предмет существует как бы между двумя отрицаниями. Он появился в результате отрицания предыдущего и исчезнет в результате собственного отрицания. Каждое отрицание предполагает свое собственное отрицание. Возникновение философских школ, смена формаций, создание новых научных теорий – свидетельства диалектического отрицания.
Отрицание отрицания прежде всего предполагает:
1. Повторяемость в процессе развития.
2. Возврат к исходному положению, но на новой, более высокой ступени.
3. Относительную завершенность конкретных циклов развития.
4. Несводимость развития к движению по кругу.
Закон отрицания отрицания в целом обусловливает прогресс. Развитие ведет к прогрессу по восходящей спирали. Для прогресса характерна необратимость развития, т. е. развитие не может быть повернуто вспять, от высшего к низшему.
Закон отрицания отрицания характеризует развитие не как прямолинейное движение, а как сложный, спиралеобразный процесс, с определенным повторением процессов, с известным возвратом к прошлому, но на новом уровне.