Заупокойный храм Ментухотепа V в Дейр-эль-Бахри (ок. 2050 г. до н. э.)
Реконструируемый на основании сохранившихся следов и фрагментов заупокойный храм Ментухотепов в Дейр-эль-Бахри (конец III тысячелетия до н. э.) являлся одним из самых выдающихся памятников Среднего царства (рис. 3.11).
Ментухотепы сразу вошли в роль фараонов и стали восстанавливать прежнее могущество египетской монархии. Ментухотеп V (XXI в. до н. э.) воюет с азиатами и строит в Дейр-эль-Бахри, в фиванском некрополе величественный заупокойный храм и небольшую пирамиду. Это наиболее значительный памятник культовой архитектуры рассматриваемого периода. Он во многом определил основные направления дальнейшего развития древнеегипетского зодчества в эпоху Нового царства (рис. 3.12).
Этот храм был построен из бело-желтого известняка и очень эффектно смотрелся на фоне темно-красной скалы высотой около 150 метров (Ливийское нагорье).
На границе разлива нильских вод была устроена пристань (пропилеи). От неё к храму вела мощеная аллея длиной в 1200 метров, огражденная стенами. Вдоль неё на равном расстоянии друг от друга были посажены деревья. Между деревьями, также на равном расстоянии друг от друга, стояли раскрашенные статуи фараона. Аллея вела к воротам в огромный квадратный двор, в котором был разбит сад. Здесь были посажены правильными рядами священные сикоморы (Ficus sycomorus). Они очень оживляли архитектуру храма, вторя вертикальному ритму колоннад. Сикомора была священным растением богини Хатхор. В центре двора размещался пандус, по которому можно было подняться в колонный зал. По обе стороны от пандуса были вырыта два бассейна.
По прямой оси, упирающейся в скалу, вытянуты основные части храма: первый колонный зал, сердцевину которого составляла возвышавшаяся над ним пирамида; второй двор; второй гипостильный зал и святилище. Гробница фараона была расположена под гипостильным залом, в скальном фундаменте пирамиды. Колонны в нижнем и верхнем портиках имели квадратное сечение. На них сверху были высечены имена фараона. Иероглифы на колоннах нижнего портика были желтыми, верхнего – синими. Стены портика были облицованы известняковыми плитами и покрыты цветными рельефами (сцены войны и царской охоты). В основе общего композиционного замысла храма лежало, очевидно, стремление связать два традиционных типа гробниц: комплекс пирамиды фараонов Древнего царства и скальную гробницу фиванских номархов.
Своеобразие комбинации и чередования основных композиционных частей сочетается в храме Ментухотепов с новизной их архитектурной разработки. Этот храм синтезировал в себе три основных композиционных принципа, которые были характерны для архитектуры трех царств – пирамиду (Древнее царство), скальное захоронение (Среднее царство), анфиладную систему ярусных портиков, открытых дворов и колонных залов (Новое царство). Гармоничное сочетание белого храма и темно-красной скалы стало новым направлением в культовом зодчестве Египта, получившим свое завершение в период Нового царства (рис. 3.13).
Нестабильность политической обстановки в эпоху Среднего царства препятствовала развитию монументального строительства. Возведение зданий и сооружений из недолговечных материалов привело к тому, что до наших дней сохранилось лишь единичные памятники архитектуры. История Среднего царства была прервана нашествием азиатских кочевников – гиксосов, которые на четверть тысячелетия прервали развитие материальной и духовной культуры Обеих Земель.