КООПЕРАТИВНОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (КАРТЕЛЬ)

 

Картель – это сговор олигополистов по уровню рыночной цены и объёмов производства. Образующие картель фирмы ведут себя на рынке как единый монополист, максимизируя совокупную прибыль.

Картель производит меньше продукции, чем рынок свободной конкуренции. Поскольку конкурентная цена будет ниже картельной, а функция предельных издержек фирмы возрастает, картельный объем выпуска фирмы всегда будет меньше конкурентного.

Если кар­тель сформирован, то у каждой фирмы появляется стимул нарушить картельное согла­шение путем увеличения квот выпуска или понижения цены. В этом случае фирмы-нарушители привлекают дополнительное количество по­требителей, в результате чего их прибыли возрастают.

Каждая фирма в рамках картеля имеет стимул наращивать выпуск до пределов, не превышающих то коли­чество, которое она выпускала бы на рынке совершенной конкуренции.

Поэтому фирмы оценивают последствия своей деятельности в условиях соглашения и при его нарушении. Для этого они анализируют влияние своих решений не только на свою текущую прибыль, но на весь поток ожидаемой будущей прибыли. Рассмотрим условия, при которых картельное согла­шение является стабильным и соответственно нестабильным.

Пусть pm - прибыль фирмы, придерживающейся картельного со­глашения (в условиях установления картелем монопольной цены),

pс - прибыль фирмы, нарушающей соглашение,

Н - величина наказания фирмы, нарушившей картельное соглашение (например, в виде резкого падения цены и прибыли из-за противодействия прочих фирм картеля).

Предположим, что фирма нарушает соглашение и устанавливает цену ниже картельной. В первый период после нару­шения она получает прибыль рс, но затем картель замечает нарушение и навязывает наказание величиной Н ежегодных вычетов (возможно, в виде ограничения ее про­даж, дискриминации со стороны других участников картеля или штра­фа, либо в виде сокращения прибыли из-за разрушения картельного со­глашения). Наказание действует с момента обнаружения и до бесконечности.

При этом предприятие оценивает свою прибыль вне картеля с учетом величины наказания:

, (1)

где d - дисконтирующий множитель (, где i – процентная ставка; t – период времени от 1 до µ);

ρ - вероятность повторных продаж фирмы-нарушителя в сле­дующем периоде.

Итоговая величина наказания в правой части равенства определяется при помощи формулы геометрической прогрессии.

Если фирма придерживается соглашения, текущая ценность ее ожидаемой прибыли составит:

. (2)

Фирме выгодно не нарушать картельного соглашения, если:

. (3)

Исходя из данной формулы (3) также можно оценить величину процентной ставки, при которой картельное соглашение будет расторгнуто:

. (4)

Сохранение картельного соглашениятем выгоднее фирме:

• чем выше вероятность повторных продаж на рынке;

• чем выше величина дисконтирующего множителя;

• чем меньше выигрыш, который фирма может получить в крат­косрочном периоде благодаря нарушению картельного соглашения;

• чем больше потери, которые фирма понесет в результате согласо­ванных действий других участников картеля.

Следовательно, для сохранения картеля его участники должны по­высить сумму штрафа, налагаемую на нарушителя, и сделать угрозу штрафа максимально более правдоподобной.