Эпоха Среднего и Нового царства

В эпоху Среднего царства было интенсивное храмовое строительство. Ярчайший образец — храм Ментухотепа I (западный берег Нила). Что касается пирамид, то они в эту эпоху строились довольно редко и уступили своё место гробницам, высекаемым в скалах. Осуществлялось и большое городское строительство: так, была построена великолепная резиденция фараонов — город Иттауи, а в нём — знаменитый Лабиринт — символическое выражение расцвета и единства страны.

В Египте окончательно складывается развитая система иероглифической письменности, что повлекло за собой стремительный взлёт литературы. Египетская письменность была буквенно-слоговой, наиболее употребительных иероглифов насчитывалось около 700. На базе египетской иероглифики возникло алфавитное письмо, создателями которого были древние финикийцы. Литература: «История Синухета», гимны в честь богов, поучения, сказки, поэзия, мифы, повести.

Новое царство было временем высшего расцвета Египта. В этот период египетская культура активно взаимодействовала с культурами соседних народов. Фивы становятся одним из самых блистательных городов Древнего Востока. Знаменитые храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре. От Луксора к Карнаку вела длинная, почти в два километра, прямая дорога — Аллея сфинксов. У входа во двор храма высились обелиски. Из открытого двора, окружённого колоннадой, путь вёл в сумрачный колонный зал, а из него — в святилище с кладовыми. В храмах помещалось множество статуй.

Из других наиболее известных храмов Нового царства выделяется расположенный на трёх обширных террасах поминальный храм единственной в истории Египта женщины-фараона Хатшепсут в Дейр-Эль-Бахри.

Знаменита единственная оставшаяся почти нетронутой гробница Тутанхамона, открытая в 1922 году. Золотые и позолоченные статуи, золотой саркофаг, золотая маска фараона, сосуды.

Искусство амарнской эпохи. В истории Нового царства был весьма кратковременный период, который произвёл переворот в политической и религиозной жизни Египта, а также в его искусстве. В XV веке до н.э. Правил Аменхотеп IV. В его правление произошёл конфликт фараона с могущественным фиванским жречеством Амона, влияние которого представляло угрозу царской власти. Чтобы покончить с влиятельными жрецами, Аменхотеп установил для всеобщего почитания культ божества солнечного диска — Атона. Все другие культы, в том числе и Амона, запрещались, тем самым вводилось единобожие (монотеизм). Бог Атон, в отличие от других египетских богов, не имел изображения. Его символом был солнечный диск с отходящими от него лучами, заканчивающимися простёртыми ладонями. Аменхотеп изменил своё имя на Эхнатон (угодный Атону), и основал новую столицу — город Ахетатон, куда переехал со своим двором. Смело сломал Эхнатон и традиционные правила в изобразительном искусстве: не следование канонам, а лишь служение истине. Пришли реалистичные, динамичные, очень естественные изображения Эхнатона, членов его семьи, приближённых. Всемирно-известным стал портрет его супруги — царицы Нефертити. Появились изображения бытовых сцен, простых людей. Реформы отразились и на литературе: - нерелигиозной любовной лирики. Искусство этого периода насквозь пронизано светскими мотивами и жизнелюбием и этим сильно отличается от традиционного искусства Древнего Востока.

После этого периода усилилась гигантомания в храмовом строительстве. Самый большой заупокойный храм, развалины которого сохранились до наших дней, приказал построить Рамсес II. Это знаменитый Рамессеум. Там до сих пор стоят десятки колоссальных колонн, а посреди двора лежит огромная разбитая статуя Рамсеса.