Функция денег как мера стоимости.

 

Функция денег как мера стоимости является основополагающей для денег. Именно эту функцию К. Маркс положил в основу самого понятия «деньги»: «Товар, который функционирует в качестве меры стоимости, а потому также, непосредственно или через своих заместителей, и в качестве средства обращения» [5,с.140]. К. Маркс называл меру стоимостей первым определением денег.

Для денег важным является не то, что они могут измерять, а то, что они могут соизмерять различные стоимости. Товары вступают в обращение, уже имея стоимость. А в процессе обмена возникает потребность не в том, чтобы определить, какая именно стоимость заключена в том или ином товаре, а в том, чтобы выяснить, во сколько раз она больше или меньше стоимости, заключенной в товаре, предложенном для обмена. Стоимость как таковая не имеет измерения и в любом случае проявляется только как цена.

Выполнение деньгами функции меры стоимости заключается в оценке стоимости товаров путем установления цен. При установлении цен исходной величиной служит не индивидуальный уровень затрат отдельного товаропроизводителя на изготовление товара, а общественно необходимый уровень затрат. Соответственно в ценах фиксируются общественно необходимые затраты на производство отдельных видов товаров. В случае одинаковых цен на отдельные виды товаров преимущество имеют производители, у которых затраты на изготовление товаров ниже общественно необходимых. Напротив, у производителей, у которых затраты на изготовление товаров выше общественно необходимых, возникают потери вплоть до того, что они вынуждены сократить или прекратить производство таких товаров. В этом проявляется активность воздействия денег, благодаря применению которых стимулируется снижение издержек на изготовление товаров.

Вместе с тем, когда речь идет об измерении величины стоимости товара, то имеется в виду ее выражение в ценах, которые характеризуют еще относительный уровень цены по сравнению с ценами других товаров.

Цены назначаются в национальных деньгах и являются единицей счета. Однако в условиях высокой инфляции, где цены при их выражении в национальной валюте растут слишком быстро, они зачастую назначаются в более устойчивой валюте других государств. Сами платежи при этом, как правило, совершаются в национальной валюте. Таким примером может быть Китай в 1939-1949 г.г. в период инфляции многие китайские торговцы вели расчеты в американских долларах, но сделки совершали, используя китайскую валюту. Все товары имели две цены, одна из которых была выражена в долларах, а другая в китайских денежных единицах. Аналогичные процессы в последние годы имели место и в других странах Израиле 1970г., Боливии 1980г., России.

Некоторые затруднения определения цены товара возникают в связи с переходом от применения денег, обладающих собственной стоимостью, к использованию денежных знаков, не разменных на золото. При применении полноценных денег имеются достаточные основания установления цены товара исходя из соотношения стоимости товара к стоимости денежной единицы. К тому же при использовании полноценных денег обычно фиксируется золотое содержание денежной единицы, что позволяет применять такую величину в качестве масштаба цен. Однако если в современных условиях вместо полноценных денег повсеместно используются денежные знаки, не обладающие собственной стоимостью, то установление цены осложняется. Тем не менее, и неполноценные деньги используются для установления цен. По этому вопросу пока еще нет исчерпывающего, приемлемого объяснения. Так, определенное распространение получила точка зрения, согласно которой в процессе ценообразования может участвовать не реальное, а мыслимое золото; соответственно в процессе ценообразования нет необходимости использовать полноценные деньги. Иногда обращает внимание на то, что соотношение цен на различные товары определяется и на основе сложившихся традиций.

Большое значение имеет масштаб цен. Масштабом цен называется весовое количество металла, принятое в данной стране за денежную единицу. Вследствие отмены фиксированного золотого содержания денежной единице и перехода к неполноценным денежным знакам возникли некоторые особенности характеристики масштаба цен.

Одна из них состоит в том, что неполноценные деньги выступают представителями золота и, соответственно, при увеличении массы таких денег в обороте каждая из денежных единиц представляют меньшую величину золота. С данным определением можно было бы и согласиться с определенными оговорками, если бы удалось (что маловероятно) определить ту величину золота, которую представляют неразменные на золото деньги.

Другая точка зрения заключается в возможности определения масштаба цен при применении не разменных на золото денег исходя из уровня прожиточного минимума одного человека. Недостаток этой точки зрения заключается в том, что здесь величина масштаба цен характеризуется исходя из изменений цен товаров личного потребления и не учитывает изменение цен товаров производственного назначения. Вполне возможно, что масштаб цен, уровни и соотношения цен различных товаров основываются в значительной мере на традиционных соотношениях, существовавших при применении полноценных денег. При этом необходимо иметь в виду, что изменения цен происходит не только в связи с изменением масштаба цен, инфляционными процессами, но также в связи с изменениями стоимости товаров. На сегодняшний момент в этом вопросе отсутствует необходимая ясность.