Порядок архивного хранения документов
Документы хранятся в банке в бумажной и электронной форме. Для кредитных организаций разработан и утвержден специальный Примерный перечень документов, образующихся в деятельности кредитных организаций, с указанием сроков хранения, утвержденный Федеральной архивной службой 10.03.2000 г. (№ 10—2—1/65) и согласованный с Банком России.
Банк обязан хранить документы, подтверждающие получение доходов и расходов, а также подтверждение уплаты налогов в течение пяти лет.
К документам постоянного хранения относятся документы по личному составу сотрудников банка, которые передаются в государственные архивы.
При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.
База данных лицевых счетов в компьютерном учете должна дублироваться, как минимум, на двух различных носителях, информация должна храниться в течение срока, установленного для хранения документов.
Бумажные документы хранятся в кладовой банка или в специальном архиве. Под архив выделяется специальное помещение. Доступ к архивным документам ограничен.
По истечении установленного срока хранения в архиве подготавливаются акты о выделении дел к уничтожению. При этом документы просматриваются полистно, чтобы избежать уничтожения документов, имеющих другой срок хранения.
Существует список документов в банке, которые являются документами постоянного хранения:
· документы органов управления банка и внутренние нормативные документы (правила и инструкции, разработанные банком);
· документы о приеме и передаче отделений и филиалов;
· документы ревизий и проверок;
· отчетные документы банка;
· материалы проверок контролирующих органов;
· отчеты о контрольно-ревизионной работе;
· отчеты о финансово-хозяйственной деятельности банка;
· отчеты, балансы и документы к ним;
· бухгалтерские отчеты;
· отчеты о кассовой работе и инкассации;
· лицевые счета о формировании уставного капитала;
· условия выпуска собственных ценных бумаг;
· акты об отводе земельных участков;
· индивидуальные проекты на строения и здания;
· книги и журналы с оттисками печатей и штампов;
· документы аварийных комиссий;
· книга регистрации лицевых счетов юридических лиц;
· карточка учета вкладчиков;
· отчеты об открытии валютных счетов;
· статистические отчеты о ведении валютной позиции.
При изъятии банковских документов организациями, имеющими на то право, банки должны скопировать изымаемые документы. Главный бухгалтер должен заверить копии. На копиях документов главный бухгалтер ставит отметку: «Копия. Документ изъят».
Вместо подлинных документов в сшив помещаются копии, а в дело помещается акт об изъятии документов.
Указанные правила актуальны потому, что после изъятия документов банк на следующий рабочий день не сможет обслуживать клиентов, так как нарушается массив необходимой для работы информации.
Нашу библиотеку электронных курсов используют десятки вузов. Получи диплом в МИЭМП дистанционно