Внутрибанковский контроль

В бухгалтерии кредитной организации должны быть ра­ботники, на которых возлагается обязанность осуществления последующего контроля совершенных бухгалтерских, вклю­чая кассовые, операций.

Все бухгалтерские операции, совершенные в предыду­щем дне, в течение следующего рабочего дня должны быть полностью проверены на основании первичных документов, записей в лицевых счетах, ,в других регистрах бухгалтерско­го учета.

По лицевым счетам проверяется, все ли записи подтвер­ждены соответствующими документами, прошедшими конт­роль со стороны полномочных работников банка и подписан­ными ими при оформлении операций, правильно ли перене­сены в лицевые счета соответствующие реквизиты и суммы документов, правильно ли перенесены из предыдущего дня входящие остатки и выведены исходящие остатки — соот­ветствие их ведомости остатков по счетам, правильность оформления документов, послуживших основанием отраже­ния операций по счетам, соблюдения правил выдачи клиен­там выписок по счетам, правильность совершения исправи­тельных записей, если они делались.

Банки должны организовывать и осуществлять внутрен­ний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надеж­ности, соответствующий характеру и масштабам проводимых бухгалтерских операций.

Контроль осуществляется при открытии счетов, приеме документов к исполнению, а также на всех этапах обработки учетной информации, совершения операций и отражения их в бухгалтерском учете.

Контроль должен быть направлен на:

— обеспечение сохранности средств и ценностей;

— соблюдение клиентами положений по оформлению до­кументов;

— своевременное исполнение распоряжений клиентов на перечисление (выдачу) средств;-

— перечисление и зачисление средств в точном соответ­ствии с реквизитами, указанными в платежных (расчетных) документах, принимаемых к исполнению.

Цель внутреннего контроля — защита интересов инвесто­ров, банков и их клиентов путем контроля за соблюдением сотрудниками банка законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, урегулирования конфликтов интересов, обеспечения надлежащего уровня надежности, соответствующей характеру и масштабам про­водимых банком операций и минимизации рисков банковской деятельности.

Банки осуществляют создание системы внутреннего кон­троля и формируют службы внутреннего контроля в соот­ветствии с Положением от 16 декабря 2003 г. № 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организаци­ях и банковских группах".

Сведения о службе внутреннего контроля, о порядке ее образования и ее полномочиях должны быть отражены в ус­тавах банков.

Система внутреннего контроля создается банком в следу­ющих целях:

1) эффективности и результативности финансово-хозяй­ственной деятельности при совершении банковских операций и других сделок, эффективности управления активами и пас­сивами, включая обеспечение сохранности активов, управ­ления банковскими рисками, под которым понимается:

— выявление, измерение и определение приемлемого уровня банковских рисков, присущих банковской деятель­ности типичных возможностей понесения кредитной орга­низацией потерь и ухудшения ликвидности вследствие на­ступления связанных с внутренними и внешними фактора­ми деятельности кредитной организации неблагоприятных событий;

— постоянное наблюдение за банковскими рисками;

— принятие мер по поддержанию на не угрожающем финансовой устойчивости кредитной организации и инте­ресам ее кредиторов и вкладчиков уровне банковских рис­ков;

2) достоверности, полноты, объективности и своевре­менности составления и представления финансовой, бух­галтерской, статистической и иной отчетности (для вне­шних и внутренних пользователей), а также информаци­онной безопасности (защищенности интересов кредитной организации в информационной сфере, представляющей собой совокупность информации, информационной инфра­структуры, субъектов, осуществляющих сбор, формиро­вание, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом от­ношений);

3) соблюдения нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций (для профессиональных уча­стников рынка ценных бумаг), учредительных и внутренних документов кредитной организации.

4) исключения вовлечения банка и участия его служащих в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также своевремен­ного представления в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации сведений в органы государственной вла­сти и Банк России.

Исходя из указанных целей основные задачи внутренне­го контроля состоят в том, чтобы обеспечить:

1. Выполнение банком требований федерального законо­дательства и нормативных актов Банка России.

2. Определение в документах и соблюдение установлен­ных процедур и полномочий при принятии любых реше­ний, затрагивающих интересы банка, его собственников и клиентов.

3. Принятие своевременных и эффективных решений, направленных на устранение выявленных недостатков и на­рушений в деятельности банка.

4. Выполнение требований по эффективному управлению рисками банковской деятельности.

5. Сохранность активов (имущества) банка.

6. Адекватное отражение операций банка в учете.

7. Надлежащее состояние отчетности, позволяющее по­лучать адекватную информацию о деятельности банка и свя­занных с ней рисках.

8. Эффективное функционирование внутреннего аудита банка.

9. Эффективное взаимодействие с внешними аудитора­ми, органами государственного регулирования и надзора, достоверности учета и отчетности, организации внутреннего контроля, предупреждения и устранения нарушений сотруд­никами банка законодательства, нормативных актов и стан­дартов профессиональной деятельности.

Под рисками банковской деятельности следует понимать возможность утери ликвидности и финансовых потерь, свя­занную с внутренними и внешними факторами, влияющими на деятельность банка.

Внутренний контроль в банках должен быть направлен на ограничение рисков и на обеспечение порядка проведения операций и сделок, который способствует достижению уста­новленных банком целевых ориентиров деятельности, при соблюдении требований законодательства, нормативных ак­тов Банка России, стандартов профессиональной деятельно­сти и правил деловых обычаев.

Внутренний контроль рекомендуется осуществлять по линии административного и финансового контроля.

Административный и финансовый контроль осуществля­ется в предварительном, текущем и последующем порядке.

Административный контроль состоит в обеспечении про­ведения операций только уполномоченными на то лицами и в строгом соответствии с определенными банком полномочи­ями и процедурами принятия решений по проведению опе­раций.

Финансовый контроль состоит в обеспечении проведения операций в строгом соответствии с принятой и закрепленной документами политикой банка применительно к разным ви­дам финансовых услуг и их адекватного отражения в учете и отчетности.

Административный и финансовый контроль должны с достаточной степенью надежности удостоверить, как мини­мум, следующее:

— доступ сотрудников банка к имуществу банка, к осуществлению операций по счетам клиентов и кредито­ров допускается только в строгом соответствии с надлежащим образом удостоверенными полномочиями сотруд­ников;

— операции отражаются в учете в соответствии с установленными Банком России требованиями, реально отража­ют состояние активов и пассивов банка и обеспечивают со­ставление установленных форм отчетности;

— данные учета активов и пассивов банка надлежащим образом подтверждаются как с точки зрения их охвата, так и с позиций периодичности проверок соответствия, и при наличии отклонений предпринимаются необходимые действия, направленные на ликвидацию расхождений.