Финансовый менеджмент

1. управление активами и пассивами

2. управление ликвидностью

3. управление собственным капиталом

4. управление заемными средствами

5. управление банковскими рисками

6. управление кредитным портфелем

7. организация внутрибанковского контроля.

Функции управления персоналом

1. администрирование системы организации и оплаты труда

2. организация подбора и расстановки кадров

3. организация системы подготовки персонала

 

Задачи банковского менеджмента:

1. Банковская политика:

а) выделение глобальной цели;

б) разработка комплекса программ и проектов, обеспечивающих достижение целей банка;

в) разработка методологии управления деятельности;

г) разработка организационной структуры в соответствии выбранной политикой развития;

д) стратегия управления персоналом: в области определения эффективности; в области мотивации; в области продвижения персонала.

2. Банковский маркетинг:

а) установление существующих и потенциальных рынков банковских услуг;

б) установка целей краткосрочных и долгосрочных;

в) выбор конкретных рынков и выявления потребностей клиентов;

г) внедрение новых услуг и контроля за реализацией программ внедрения.

3.Создание банковских услуг:

а) разработка методов изменения свойств, формы денежных средств для удовлетворения потребностей клиентов;

б) внедрение новых банковских технологий.

4.Формирование клиентской базы, обслуживание, продажа услуг:

а) укрепление позиций банка на освоенных сегментах рынка банковских услуг;

б) завоевание новых рынков;

в) появление конкурентоспособности, расширение ресурсной базы;

г) получение прибыли.

5. Экономика и финансы:

а) приращение капитала;

б) управление ликвидностью и прибылью;

в) обеспечение стабильного развития;

г) обоснование финансовых решений;

д) управление расходами и доходами.

6. Информационно – аналитическое обеспечение: создание системы информационно – аналитического планирования и реализация операций.

7. Администрирование:

а) приведение организованной структуры в соответствие выбранной стратегией;

б) повышения квалификации работников;

в) управление мотивацией труда.

1.4 Теоретические основы банковского менеджмента

Развитие теорий управления банком связано с эволюционными преобразованиями в экономических отношениях, с изменениями организационно –правовой базы, техническим прогрессом.

Выделяют три этапа в становлении банковского менеджмента:

1. Функциональный менеджмент

А) депозитно – ссудная стадия развития

Он охватывает период становления капиталистических отношений в банковской деятельности до появления свободной конкуренции в начале 20 века. Банковские функции ограничивались посредничеством между заемщиком и владельцем свободных средств.

Б) инновационная стадия развития

Переход к этой стадии связан с усилением влияния банка на экономические процессы, концентрацией капитала, сращиванием банковского и промышленного капитала, образованием монополий. Начинает преобладать инвестирование и появляется управленческая сфера деятельности.

2. Маркетинговый менеджмент

В середине 20 века менеджмент перемещается из промышленности в рыночную и финансовую сферы. Основные управленческие действия связаны с сокращением издержек, ориентацией на ресурсы и захват рынка потребителей. Переход к маркетинговому менеджменту был обусловлен необходимостью выхода за рамки внутренней среды, решающим фактором развития банков стала адаптивность к внешней среде и учет ее конъюнктуры в своей деятельности. Востребованность функций и операций банка стала определяться рынком.

3. Социально-ориентированный менеджмент

В конце 20 века рыночная ориентация мировых банков утрачивает свою значимость. Причиной перехода к новой стадии становится постиндустриальная эпоха в экономике, характеризующаяся неопределенностью, хаотичностью внешней среды, изменчивостью поведения партнеров и потребителей, ростом информационных и интеллектуальных услуг.

 

1.5 Содержание банковского менеджмента

 

С точки зрения содержания БМ, как отмечалось выше, подразделяется на два блока: финансовый менеджмент и управление персоналом. С точки зрения процесса управления содержание финансового менеджмента составляют планирование, анализ, регулирование, контроль.

Планирование в БМ

Планирование позволяет заглянуть в будущее банка, предусмотреть цели, сферы, масштабы и возможные результаты его деятельности в соизмерении с источниками и затратами. Процесс планирования включает составление перспективных и текущих планов-прогнозов. Результатом планирования является разработка:

- перспективных планов, делающих акцент на формировании и размещении ресурсов в долгосрочной перспективе для достижения целей и задач, стоящих перед банком;

- текущих планов (бизнес-планов), определяющих краткосрочные параметры деятельности банка и реализующих долгосрочные цели и задачи банка.

В планах должны найти отражение: стратегические цели и задачи банка; анализ банковской и общеэкономической ситуации: постановка текущих задач; формулирование стратегии банка, т.е. общих подходов к достижению соответствующих задач; механизмы распределения ресурсов; формы контроля за выполнением плановых показателей.

Одним из инструментов, при помощи которого выполняются утвержденные планы, осуществляется контроль за деятельностью сотрудников банка, являются документы, утверждаемые высшим органом, определяющие политику банка в целом и по отдельным направлениям деятельности. В документах, фиксирующих политику банка, должно содержаться описание организационных структур, участвующих в реализации соответствующего направления; распределение обязанностей и ответственности руководителей и сотрудников банка; процедуры принятия решений; методика определения лимитов риска; методы документирования и исполнения решений; описание используемых инструментов (с приложением инструкций по применению); процедуры учета и отчетности.

Анализ в БМ

Анализ направлен на оценку деятельности банка в целом и по отдельным направлениям на основе сравнения фактически достигнутых результатов с прогнозными, с результатами истекших периодов и лучших банков. Материалы анализа позволяют выявить положительные и отрицательные тенденции в развитии банка, потери, неиспользованные резервы, недостатки в планировании и неудачи в принятии решений.

Главными направлениями анализа являются:

- оценка развития объемных показателей деятельности банка: активов, депозитов, собственного капитала, кредитов, прибыли;

- оценка ресурсной базы: объема, структуры и основных тенденций в развитии составных частей (собственного капитала, депозитов, межбанковского кредита); стабильной и неустойчивой части депозитов; депозитов с устойчивой и колеблющейся ставкой и др.;

- оценка состояния активов банка; объема, структуры и основных тенденций в развитии составных частей активов банка (кредитов, инвестиций, депозитов); активов, приносящих и не приносящих доход; активов разной степени ликвидности и рискованности;

- оценка ликвидности банка на основе: расчета финансовых коэффициентов и их сравнения с критериальными уровнями, выявления факторов, влияющих на изменение уровня показателей; определение степени сбалансированности активов и пассивов по срокам и суммам (ГЭП). Материалы анализа позволяют определить стратегию и тактику банка в области управления ликвидностью;

- оценка доходности банка на основе анализа данных баланса и отчета о прибылях и убытках с помощью расчета системы количественных и качественных показателей, характеризующих доходность и прибыльность банка, эффективность использования активов, структуру походов и расходов банка. Этот анализ является основой для разработки политики в области управления прибыльностью банка;

- анализ и оценка деятельности банков-партнеров, позволяющие установить лимиты их кредитования.

Наряду с этими направлениями сводной аналитической работы коммерческие банки осуществляют аналитические разработки по отдельным направлениям деятельности: анализ кредитного портфеля банка, портфеля ценных бумаг, кредитоспособности клиентов, достаточности собственного капитала, процентной маржи, прибыльности отдельных операций и подразделений, показателей ликвидности и др. Материалы проведенных аналитических процедур используются для выработки политики в области управления отдельными сферами деятельности банка.

Регулирование и контроль в БМ

Регулирование в системе БМ имеет определенные особенности, обусловленные наличием государственного надзора за деятельностью коммерческих банков. Государственное регулирование предусматривает ряд принципиальных требований к лицензированию банков, ограничению сфер их деятельности, к обеспечению достаточности капитала, ликвидности, формированию обязательных резервов. В этой связи система внут-

рибанковского регулирования (саморегулирования) направлена прежде всего на соблюдение требований и нормативов, установленных Банком России.

Вместе с тем система внутрибанковского регулирования включает и самостоятельные направления:

- совершенствование организационной структуры банка, в частности создание новых подразделений банков, обеспечивающих повышение качества управления (аналитические службы, отделы планирования, маркетинга и т.д.);

- разработку новых и совершенствование действующих инструктивных и методических материалов, процедур принятия решений, позволяющих повышать качество управления банковской деятельностью;

- корректировку целей, приоритетов и методов осуществления банковской политики исходя из реально складывающейся ситуации;

- принятие конкретных мер по ограничению объемов рисков по отдельным направлениям деятельности банка или созданию дополнительной системы гарантий для защиты от рисков;

- определение мер по совершенствованию кадровой политики, системы обучения персонала, организации внутрибанковского контроля;

- разработку мер по изменению объема и структуры портфелей банка (кредитного, депозитного, инвестиционного);

- изменение объемов резервных фондов, объема и структуры собственного капитала.

Контроль в банковской деятельности подразделяется на внешний и внутренний. Внешний контроль осуществляют ЦБ и внешние аудиторы. Внутренний контроль организуется самим банком. Именно внутрибанковский контроль является частью менеджмента банка. Его функции выполняют Совет банка, менеджеры в соответствии с их полномочиями, а также специальная служба внутреннего контроля, созданная в каждом банке в соответствии с указаниями ЦБ. Главным назначением внутрибанковскогоконтроля является защита интересов инвесторов, самих банков и их клиентов путем создания оперативной системы обнаружения отклонений в выполнении действующего законодательства, нормативных актов ЦБ и внутрибанковских положений и инструкций, отрицательных тенденций и недостатков в деятельности банка для принятия мер по их устранению.