ТЕМА 3: Порядок создания кредитных организаций
Регламентируется:
- ФЗ о банках
- ФЗ 2001 года о порядке гос регистрации юр лиц и ИП
- инструкция Банка России от 02.02.2010 г №135И
- и др, носящие вспомогательный хар-р
В регистрации участвуют 3 субъекта:
- уполномоченный регистрирующий орган – налоговая служба
- Банк России в лице департамента лицензирования д-ти и финансового оздоровления Банка России (далее – департамент)
- Банк России в лице территориального учреждения по предполагаемому месту нахождения будущей кредитной организации (далее – ТУ)
Процедура создания включает в себя несколько этапов (законодательно не разграничены).
1) согласование возможности использования предполагаемого фирменного наименования, полного и сокращенного.
Для этого учредители должны подать в департамент запрос. Департамент в течении 5 рабочих дней направляет учредителям и в ТУ письменное сообщение о возможности или невозможности. Указанное сообщение действительно в течении 12 месяцев.
2) подписание договора о создании (об учреждении).
Требования об оформлении учредительных документов в целом попадают под зак-во об ООО и т.д. В течении месяца после подписания договора должны подать заявление об учреждении!!
3) представление учредителями комплекта документов на регистрацию в ТУ.
Документы перечислены в ФЗ о гос рег-ии, в ст.144 ФЗ о банках и в 135-й инструкции:
- заявление
- анкета на должность гл буха и руководителя, их заместителей
- декларация о доходах учредителей физ лиц
- финансовые документы за последние 3 года от юр лиц
- бизнес план и т.д.
4) рассмотрение документов ТУ-ем.
Оно не должно превышать 3 мес с даты предоставления (для банков) и 45 календарных дней (для ПНКО). По итогам рассмотрения ТУ выдает письменное заключение и направляет на адрес учредителей, если есть недостатки (некомплектность или замечания по содержанию). Учредители могут исправить нарушения и представить вновь – срок начинает течь заново!!!
При отсутствии замечаний, а также при наличии замечаний, являющихся основанием для отказа в гос регистрации, ТУ направляет в департамент заключение.
Если оно положительное – в нем должна содержаться информация, на основании которой был сделан вывод о возможности гос регистрации кредитной орг-ии. В нем также должна быть отражена информация о сроках рассмотрения документов. К заключению ТУ прилагается весь комплект документов учредителей.
5) рассмотрение полученных документов департаментом.
Срок рассмотрения не должен превышать 6 мес (для ПНКО – 3 мес), которые начинают течь с даты предоставления док-ов в ТУ.
Основания для отказа в регистрации – ст. 16 ФЗ о банках.
Если департамент принял решение об отказе, то он направляет в ТУ письмо, содержащее обоснование принятого решения. А ТУ направляет документы учредителям.
6) направление департаментов документов, предусмотренных ФЗ о гос регистрации юр лиц в уполномоченный регистрирующий орган в срок 3 раб дня.
7) уполномоченный регистрирующий орган вносит сведения в единый гос реестр и оформляет св-во о гос регистреции.
Он же направляет сведения о факте регистрации вместе с подлинником св-ва в ТУ в срок 5 раб дней.
8.1) ТУ совершает следубщие действия:
- в срок не позднее 1 дня после получения сообщения о гос регистрации и внесения сведений в единый гос реестр ТУ направляет в департамент уведомление о внесении сведений в единый гос реестр и указывает в нем основной гос рег номер кредитной организации
- в срок не позднее 3х дней … ТУ направляет учредителям уведомление о гос регистрации с указанием реквизитов корреспондентского счета для оплаты уставного капитала и выдает учредителм оригинал св-ва о гос регистрации.
8.2) в это же время Департамент:
- в срок не позднее 2 дня, после получения уведомления из ТУ осуществляет регистрацию первого выпуска акций (если это АО)
- в срок не позднее 3х дней … вносит в Книгу гос регистрации кредитных организаций сведения о гос регистрации
- направляет в ТУ оригиналы св-ва о гос регистрации по форме Банка России
- ставит на титульном листе учредительных документов штамп с указанием даты гос регистрации Банком России.
9) ТУ выдает уполномоченному лицу кредитной организации все перечисленные выше документы (оригиналы – св-во, зарегистрированный устав) и анкеты кандидатов на должности руководителя, гл бухгалтера и их заместителей с отметкой о согласовании.
10) Назначение на должность руководителя, главбуха и их заместителей и в течении 3х раб дней нужно уведомить об этом ТУ, чтобы ТУ дало указание расчетно-кассовому центру Банка России о возможности принятия образцов подписей указанных лиц.
11) Оплата учредителями 100% уставного капитала – срок 1 мес с момента получения уведомления о регистрации в уполномоченном регистрирующем органе.
12) Подтверждение кредитной организацией фактической оплаты уставного капитала.
Для этого в ТУ учредители должны предоставить документы – платежные поручения из банка, акты приема-передачи имущества; требуется представить полный список учредителей. Срок для предоставления этих док-ов – 1 мес с оплаты. Если АО – то еще требования к эмиссии ценных бумаг и т.д.
13) ТУ в течении 10 календарных дней проверяет правомерность оплаты и направляет по итогам рассмотрения, если капитал сформирован правомерно, ТУ дает заключение о правомерности оплаты в департамент.
14) Департамент на основании заключения ТУ о правомерности оплаты принимает решение о выдаче лицензии и направляет 2 экз. лицензии в ТУ.
15) ТУ направляет 1 экз. лицензии учредителям. А другой остается в ТУ.
Основание для выдачи лицензии одно – правомерная и полная оплата уставного капитала!
До выдачи лицензии он не может осуществлять банковскую д-ть, т.е. несколько месяцев он существует как юр лицо без статуса банка (может, например, нанимать работников).
22.02.2012