Ведение игры

Обычно рассматривается два вида управления командой в соревнованиях:

- стратегическое - в период заключительной подготовки и участия команды в многодневном турнире или длительных соревнованиях (с разъездами и выездами);

- тактическое - в период подготовки и участия в одном матче.

В стратегическое управление входят следующие разделы: Изучение условий проведения соревнований (положение о соревнованиях, особенности площадки, мячей, щитов, зрителей, судей, режим игры и т.д.), проведение тренировок на месте будущих соревнований.

Предварительное изучение соперников и маскировка своих планов. Определение главных соперников и постановка задач борь­бы с ними, выбор средств, форм и методов. Распределение сил и резервов по периоду соревнований (сохранение сил лидеров, об­стрел новичков, накопление сил к решающим играм и т.п.).

В тактическое управление входит следующее:

Просмотр игры очередного соперника. Разработка тактического плана игры против конкретного соперника. Анализ предстоящей игры на собрании команды и в индивидуальных беседах с игроками. Уточнение режима дня. Проигрывание плана игры на модели соперника в утрен­ней тренировке. Уточнение индивидуальной и командной разминки.

Ведение игры - гибкая реализация намеченного плана.

В управление командой также входят следующие разделы:

1. Изучение (разведка) игры соперника. Различают разведку предварительную и в процессе соревнований. Смысл предварительной разведки в том, чтобы как можно больше узнать о соперниках, с которыми предстоят встречи. Особенно важна такая информация, когда уже в первом матче турнира команда встречается с сильным противником и этот матч может существенно повлиять на общий результат. Необходимо использовать каждую возможность увидеть хотя бы один матч основных соперников. Если же это не удается, нужно попытаться хотя бы собрать о нем возможно более полные сведения. Здесь можно использовать видеозапись, материалы прессы, технические отчеты. Немалую помощь окажет и собственная картотека тренера, в которой регистрируются не только технико-тактические показатели, но и действия сильнейших баскетболистов, используемые приемы нападения и защиты, сильные и слабые стороны соперника. Такая картотека позво­лит вспомнить предыдущие матчи - как они закончились, кто добивался наибольшего результата, в каких моментах игры команда уступила, в каких - превзошла.

2. Составление плана игры. На основе материалов изучения соперника, сопоставления сильных и слабых сторон команды тренер составляет план проведения конкретной встречи.

В практике управления командой имеют место три принципа распределения сил и резервов команды по ходу матча:

- главные силы выходят в начале матча для создания ощутимого преимущества в счете;

- вначале вводится в игру резервный состав и ведет агрессив­ную, в быстром темпе игру, чтобы измотать соперника, а затем выходят основные силы, чтобы добиться решающего перелома;

- примерно равноценный состав команды двух пятерок игро­ков последовательно вводится в игру в соответствии с заранее разработанным графиком замен.

3.Установка на игру. Общекомандную установку на игру целесообразно проводить за несколько часов до начала матча, причем лучше с утра, перед утренней тренировкой, так как на этой тренировке представляется возможность смоделировать игру соперника, внести поправки и уточнения в намеченный план. Вначале тренер раскрывает или уточняет:

- значение и особенности данной игры в сочетании с психологической настройкой;

- разработанный план игры (в сокращенной форме);

- разминку (индивидуальную и командную);

- режим дня

Выступление тренера должно быть лаконичным, ясным, конкретным. Не нужно преувеличивать силу соперников. С уважением относясь к сильным сторонам их игры, следует показать и слабости, типичные ошибки, уязвимые места в организации атаки и обороны. Собрание должно длиться не более получаса.

4. Ведение игры. Проведя подбадривающую беседу в раздевалке или вне ее, тренер переключает свое внимание на предигровую разминку. Правильно проведенная разминка повышает тонус мышц и эмоционально настраивает на спортивную борьбу. Как только игра началась, тренер первым делом должен определить, какой системы защиты придерживается соперник и на какие варианты переключается по ходу матча, затем анализирует нападение соперников и оборонительные возможности своей команды.

Далее тренер концентрирует внимание на быстром про­рыве соперника, борьбе за отскок, на действиях его лидеров и на том, как с ними справляются защитники. Выделяет слабые места в организации обороны в команде соперников и ее игроков, не справляющихся с атакующим потенциалом команды, затем переключает внимание на игру своей команды и отдельных игроков.

Важным инструментом управления командой являются замены игроков, минутные перерывы между таймами, подсказки с места.

Перерыв в игре. Во время этого короткого промежутка времени игроки отдыхают и, кроме того, получают определенную информацию от тренера, которая должна сделать командную игру во второй половине встречи более эффективной. Тренер должен:

1) сообщить игрокам о количестве фолов у соперников и у них самих;

2) назвать самых результативных нападающих в той и другой команде;

3) указать систему нападения команды противника и внести соответствующие изменения в игру защиты;

4) указать систему защиты команды противника и дать игрокам соответствующие советы для успешных дей­ствий в нападении;

5) сообщить стартовый состав команды во второй половине игры.

К сказанному следует добавить, что бесполезно пытаться импровизировать в игре. Придерживаться надо того, что команда отрабатывала на тренировках. Лишь в этом случае во второй половине игры она сможет показать все лучшее, на что способна.

Замены игроков. Идеальным вариантом состава можно считать такой, при котором пять игроков могли бы играть на протяжении всего матча с минимальной затратой усилий. По разным причинам удается это редко, и рано или поздно замены игроков оказываются необходимыми. И никто не может быть уверенным, что произведенная замена разрешит проблему состава. Поэтому нужен большой опыт при оценке результатов замены.

Правила замены. Чтобы сделать замены эффективными, необходимо придерживаться определенных правил. Эти правила не подходят ко всем ситуациям, но их можно использовать как общее руководство для замены игроков.

1. Заменяйте усталого игрока.

2. Заменяйте игрока, который действует ниже своих возможностей.

3. Заменяйте игрока, который получил три фола в первой половине матча.

4. Вселяйте бодрость духа и агрессивность в игроков команды.

5. Заменяйте игроков, когда достигнуто солидное преимущество в счете. Это поможет обстрелять запасных.

6. Если вы выигрываете в первой половине матча, за­меняйте игроков расчетливо, чтобы не растерять преимущество и не вселить команде противника уверенность в ее способностях.

7. Заменяйте игроков из тактических соображений. Низкорослых быстрых агрессивных игроков выставляйте для прессинга, высоких — для игры на щите и т. д.

При некоторых вариантах нападения можно выпустить на площадку запасного игрока, независимо от того, кого он заменяет. Однако нередко возникают ситуации, когда необходимо включить в играющую пятерку третье­го защитника или нападающего и второго центрового. В этом случае каждый игрок должен иметь дублера, спо­собного занять его место.

Тренер обязан знать игроков своей команды и соответственно этому знанию производить замены игроков. Состав команд может каждый год изменяться, и в соответствии с ним может изменяться планирование замен. Однако все это должно осуществляться в пределах перечисленных выше общих правил.

Минутные перерывы могут принести большую пользу в конце игры. Поэтому брать их нужно только в случае крайней необходимости. При этом надо умело использо­вать минутные перерывы, взятые командой противника. Совсем не обязательно брать минутные перерывы для отдыха игроков, особенно если игра была не слишком напряженной. Чтобы взять положенный минутный перерыв, нужно иметь веские основания для этого. Обращаются к судьям с просьбой о минутном перерыве, как правило, тренеры. По своей инициативе игроки берут минутные перерывы в крайне редких случаях. А многие тренеры вообще не позволяют своим игрокам такой вольности и сами берут все минутные перерывы.

Правила для использования минутных перерывов

Минутные перерывы берутся:

1) когда нужно произвести замену;

2) для изменения тактики игры как в защите, так и в нападении;

3) для проведения специальной комбинации;

4) когда соперники забрасывают три или четыре мяча подряд и ваша команда деморализована.

Время минутного перерыва необходимо использовать как можно рациональнее. Мы рекомендуем следующий распорядок минутного перерыва. Команда подходит к скамейке. Игроки обтираются влажными полотенцами и ведут себя очень спокойно. Запасные игроки присоединяются к обсуждению, чтобы быть в курсе всех дел, так как это настраивает их на боевой лад. Участие в обсуж­дении помогает запасным игрокам чувствовать себя ближе к игре, и, если кому-либо из них придется выйти на площадку, он будет точно знать, что от него требуется.

Один из наиболее важных минутных перерывов — первый, независимо от того, берет его команда противника или ваша команда. Он позволяет тренеру кратко охарактеризовать систему защиты и нападения команды соперников и предпринять необходимые противодействия. Тренер должен кратко охарактеризовать комбинации, маневры и действия игроков или показать их на диаграмме.

СТРИТБОЛ.

Правила игры. Несколько команд соперничают по системе с выбыванием. Игра проводится на одну корзину. Каждая команда состоит из 3 человек. Противоборство начинает одна из команд по жребию. Соблюдаются основные правила игры в баскетбол. Но начисление очков идет по принципу: двухочковое попадание — 1 очко, трехочковое — 2. Пробиваются только командные фолы: после того как игроки одной из команд в сумме наберут 4 замечания, пробивается 1 штрафной бросок ценой в 1 очко. При нарушении правил игроками защищающейся команды соперникам предоставляется возможность для повторной атаки. После каждой результативной атаки происходит переход мяча к соперникам. Все новые атаки после овладения мячом противоположной командой должны начинаться из-за трехочковой линии. Добивать свои броски мяча после подбора можно.

Определение победителей. Игра ведется до 15 очков, или достижения одной из команд преимущества в счете в 6 очков, или в течение фиксированного отрезка времени (8 мин), а в случае равного счета по истечении игрового времени — до забитого мяча.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ:

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ И ТАКТИКЕ ИГРЫ. ОШИБКИ И ПУТИ ИСПРАВЛЕНИЯ

СТОЙКА

Организационно-методические указания

Обучение технике защитной стойки начинается параллельно с изучением техники игры в нападении, необходимо добиться хорошей маневренности, научиться наблюдать за действиями противника и обстановкой на площадке, вовремя реагировать и своевременно противодействовать игре нападающего.

Другие приемы техники игры в защите изучают после овладения техникой игры в нападении: перехваты мяча — после ловли в движении; выбиванию - после ведения; накрывание и подбор мяча себя на корзине — после бросков мяча в корзину.

Изучив индивидуальную технику, постепенно переходят к групповым и командным действиям.

Основные ошибки и их исправление

1. Перемещение на полной стопе. Обратить внимание на перемещения боксерском шаге.

2. Игрок низко наклоняет плечи вперед, а ноги прямые — медленное передвижение в начале перемещений. Зеркальное выполнение упражнения месте с преподавателем, перемещаясь на носках.

3. Туловище вертикально — потеря равновесия. Добиться правильного «одного положения в процессе перемещений.

4. Резкий выход навстречу нападающему для перехвата мяча. Многократным повторением упражнений определять скоростные возможности защитника и своевременность реагирования на перехват мяча.