Три области государственного вмешательства
На основе схемы, приведенной выше, можно определить важнейшие области вмешательства государственной политики, т.е. совокупность случаев, когда государство способно действовать лучше, чем рынок (предполагается, что государственное вмешательство не влечет издержек).
Мы знаем, что:
- только точки равновесия могут быть оптимумами по Парето. Если
рынок не находится в состоянии равновесия, он оправдывает политику
экономической стабилизации. Цель такой политики - либо установить
равновесие (сгладить неполную совместимость планов отдельных индиви
дов), либо ускорить «естественное» возвращение экономики к такому рав
новесию.
- точки рыночного равновесия будут находиться на границе общест
венной эффективности (т.е. являться оптимумами по Парето) только, если
выполняются следующие условия: а) разумное поведение участников рын
ка; б) поведение в соответствии с принципом «безупречно точного прогно
за» (участники ведут себя так, словно их прогнозы в точности оправдыва
ются, и поэтому не учитывают риска ошибок, связанных с ними) или су
ществование срочных рынков и квот на любые блага; в) участники рынка
не определяют ценовой политики - достаточным условием для этого явля
ется наличие свободной конкуренции (блага однородны, производители и
потребители многочисленны и анонимны, информированность полная,
вступление на рынок и уход с него свободны и не требуют издержек);
г) издержки предприятий не убывают (доходы не возрастают); д) функции
полезности и производства независимы (нет ни внешних эффектов, ни об
щественных благ). Если какие-то из пяти условий не выполнены, государ
ство может повысить общественное благосостояние, применяя политику
аллокации ресурсов, цель которой - внести исправления в ту неоптималь
ную аллокацию, которая практикуется на данном рынке;
Здесь мы приходим к знаменитой тройке Масгрейва: стабилизация, аллокация ресурсов и распределение доходов - суть три важнейшие области государственного вмешательства. Некоторые авторы добавляют к ним четвертую область - политику экономики роста, но в формальном смысле в этом нет необходимости, ибо политика экономики роста - это, в каком-то смысле, подраздел политики аллокации ресурсов (межвременной выбор ритма инвестиций).
Основополагающей гипотезой предшествующих анализов - а также их главным ограничением - является то, что рынок никогда не может главенствовать над государством: в отношении благосостояния оно всегда может и стремится действовать по крайней мере не хуже, чем он. То есть,
речь не идет о том, чтобы сравнивать две конкурирующие формы организации, у каждой из которых свои недостатки и достоинства, а скорее о поиске условий толерантности рынка по отношению к государству, совершенному априорно.
Если предполагается, что государственное вмешательство обходится без издержек, то это имеет еще одно следствие: это вмешательство убирает с дороги всякий элемент, способный технически оправдать преимущество одной формы корректировки рынка перед другой. Мы увидим, например, что в отношении отрицательных внешних эффектов (скажем, загрязнения окружающей среды) можно что-то исправить - как изменением ставок налогов («либеральный интервенционизм»), так и национализацией данной отрасли промышленности с фиксированием розничной цены, отличной от предельных издержек в частном секторе («социалистический интервенционизм»). Поскольку ни тот, ни другой способ вмешательства не влечет издержек, выбор будет зависеть от идеологических или иных предпочтений того, кто принимает решение. Так, гипотеза о нулевых издержках интервенции переводит значительное число решений из сферы технической в сферу совершенно произвольных решений того, кто принимает решения.
На практике нормативной теории государственной политики часто хватает мудрости не заходить столь далеко. По большей части в нее в явном или неявном эиде вводятся издержки интервенции «реальных» государств, а также допускается, что целью последних не обязательно является максимум общественного благосостояния.
Лекция 7. ПРОВАЛЫ РЫНКА И ПОЛИТИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РЕСУРСОВ
О провалах рынка говорят, когда условия теоремы «невидимой руки» не выполняются, т.е., когда рыночное равновесие не соответствует тому оптимуму по Парето, который может осуществить всезнающий и благожелательный главный плановик. Оптимальная государственная политика должна ставить своей целью такое изменение равновесия на рынке, чтобы довести его до оптимального. Ниже мы рассмотрим важнейшие случаи, когда государственное вмешательство оправдано - например, чтобы скорректировать рынок (если он плохо поставляет определенные блага), или дополнить его (если он вообще не поставляет определенных благ или поставляет их не так, как этого хотело бы государство).
Некоторые блага (товары и услуги) производятся рынком неоптимально, поскольку условия первой основной теоремы экономики благосостояния не выполняются. В таком случае оправданы меры по корректировке рынка путем государственного вмешательства. В данной лекции будут рассмотрены три важнейших случая, когда имеет смысл делать такую корректировку: монополистическое производство, убывающие издержки (случай «естественных монополий») и внешние эффекты. В заключение будут рассмотрены вопросы, касающиеся несовершенства и асимметрии информации и возможных вариантов вмешательства для корректировки.
Часть 1. МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
Монополию иногда определяют как рынок, где существует единственный реальный продавец. В действительности это условие единственности продавца ни необходимо, ни достаточно. Оно не является необходимым, поскольку на рынке вполне может быть несколько продавцов - и при этом существовать монополия, если у продавцов есть интерес войти в картель (т.е., координировать свои действия и сообща действовать как монополист). Это условие также и не достаточно, если рынок конкурентный, т.е., если вступление и уход с рынка не влекут издержек. Разумеется, на рынке может быть всего лишь один реальный продавец, но также большое число потенциальных продавцов, готовых выйти на рынок.
О монопольном положении свидетельствует наличие мощных ограничений для вступления и ухода с данного рынка и отсутствие адекватной замены для обмениваемого блага.
Ограничения, препятствующие вступлению, могут быть следующими:
- фактические ограничения, когда один участник рынка (или группа
участников, действующих в рамках картеля), контролирует предложение
основного ресурса (например, источник в пустыне или все имеющиеся в
наличии месторождения основного сырья). В таком случае говорят о мо
нополии положения. Если монополист осуществляет свой контроль дли
тельное время, то он сможет получать своего рода ренту; если же контроль
временный - например, завладеть первым какой-либо технологией произ
водства, — то он обладатель квази-ренты. В правовом государстве теорети
чески возможен только контроль, связанный с правом собственности. Уст
ранение действительных или потенциальных конкурентов насилием или
угрозой насилия по закону исключается (однако очевидно, что такие слу
чаи на практике возможны в более или менее непосредственном и явном
виде);
- правовые ограничения. Вступление на рынок прочим предприяти
ям запрещает государство. Эта правовая монополия - самая древняя и са
мая надежная форма ограничений для вступления на рынок - лицензии,
патенты и т.п. Монополия может быть «предоставлена» определенным
предприятиям - частным или общественным - взамен они получают осо
бые обязанности (так называемые обязанности госслужб) или попадают
под особый контроль;
- наличие экономии на масштабах. В этом случае причина «монопо
лии» - в технических условиях производства (для некой данной функции
спроса). Эти условия таковы, что одно предприятие может просущество
вать долго. «Монополия» возникает «естественным путем», без чьего-либо
осознанного вмешательства и без искусственных ограничений для вступ
ления на рынок. Отсюда и название «естественная монополия», которым
обозначают подобное положение. Случай естественной монополии, значи
тельно отличающийся от вышеописанных случаев, будет рассмотрен ниже.
Предприятие в условиях конкуренции работает при сложившихся ценах. Кривая спроса на такие продукты бесконечно эластична (горизонтальна). Говорят, что существуют элементы монополизма, когда эта кривая получает отрицательный наклон, т.е., как только цена, по которой предприятие может продавать благо, перестает быть независимой от количества предлагаемого им блага, иными словами - как только предприятие начинает определять цены. Итак, есть два фактора, которые можно изменять принятием решения: цена и количество, а не только количество, как прежде. Это условие достаточно для того, чтобы применять теорию монополии, даже если рассматриваемое предприятие «физически» не единственное на рынке (т.е., если спрос, адресованный к ней, не смешивается со спросом потребителей в целом).
Если предельные доходы убывают, если предельные издержки возрастают, а совокупные издержки промышленности в условиях конкуренции такие же, как у монополии, то монополия будет производить меньше и дороже. Рыночное производство станет неэффективным и будет соответствовать чистому общественному убытку.
На рис. 6 воспроизведена ситуация равновесия на монопольном рынке. Для простоты предполагается, что средние и предельные издержки постоянны настолько, что равновесие короткого и длительного периода идентично и не зависит от количества предприятий, в действительности производящих на рынке.