Сознание и самосознание.

Что первично: сознание или личность? Ответом на этот вопрос должно стать отрицание осмысленности самой такой постановки, вопроса. Здесь наблюдается не полярность и линейная причинная зависимость, а взаимосвязь и взаимопорождение. Понятно, что только сознательное существо, человек, осознающий себя и мир, отличающий себя от мира, от других людей, становится личностью, благодаря осознанию интересов других людей и сознательному превращению их проблем в мотивы собственного поведения. Без сознательной саморегуляции, самоограничений, самоконтроля, самостоятельного и осознанного выбора мотивов нет личности. Личность – вся строится при свете сознания. Но справедливо и обратное: только личностное отношение, тяга, установка, валентность, любовь как эмоция, жажда, неподвластное сознанию чувство – только это заставляет человека обратить внимание на слово, идущее от другого человека (от общества) и обнаружить в звуке этого слова социальный смысл этого звука, знака. Тем самым значение знака приобретает самостоятельную жизнь, становится стимулом более важным, чем его физическая природа и чем физическая природа обозначаемого им предмета. Тем самым пробуждается фантазия, свободное воображение образов предметов, поступков, нужных обществу. Механизм воли (в сущности, она компонент любви, тяги к людям) закрепляет один из образов радостным чувством «Эврика, нашёл!», превращает ручное мышление в человеческую словесно опосредствованную мысль. Мышление, идеальное творческое воображение и оперирование идеальными образами оказываются вторичными по отношению к личностно-волевой, установочно-валентной сфере психики.

Личность – это выход индивида за пределы своей индивидности, это универсализация человека, отождествление его со всеми другими людьми, это исходное, не обязательно осознаваемое человеком чувство всеобщности, его «реальная коллективность, всеобщность». Только при условии такого – личностного – состояния у него возникает и развивается способность идеального мышления, сознания и самосознания. Воспитание ребёнка поэтому должно начинаться не с накопления знаний, результатом которых когда-то, потом, в юношеском возрасте будет формироваться личность, а наоборот с формирования в ребёнке чувства причастности к обществу, к человеческому, чувства любви к близким, а через них и к «дальним». Только эта основа позволит развить в нём силу абстракции, способность манипулирования символами, знаками, и от этого восходить к понятиям.

 

Мы уже видели, что психика животного автоматична, непроизвольна, рефлекторна. Животное не имеет субъективности, не способно повлиять изнутри на протекание своих рефлексов, не имеет воли, схема его поведения S→R, в которой нет никакого внутреннего звена, опосредствующего своей специфической работой реакцию на внешний стимул. У человека такое звено появляется. Схема поведения человека S→P→R. Между стимулом и реакцией появляется особая инстанция – персона, личность, внутренний мир, размышление, приостанавливающие реакцию и произвольно включающие вместо неё осознанное поведение. Это означает, что человек делает предметом своего внимания собственное поведение, свои ощущения и реакции – самого себя.

Такое внутреннее поведение стимулируется обществом извне. Окружающие люди требуют от человека определённым образом изменять своё поведение, обращать на него внимание как на внешний предмет, смотреть на него глазами этих окружающих людей и переделывать его в их интересах.

Самосознание, следовательно, - это не просто осознание самого себя, это обязательно взгляд на себя глазами окружающих людей, отношение к себе и коррекция себя, ориентирование себя на интересы, запросы, проблемы окружающих людей, это отношение к себе как к другому, взгляд на себя извне, из общества, это результат выхода человека за свои собственные пределы, результат отождествления себя с обществом и отношение к себе как к члену этого общества, которым необходимо управлять в интересах общества.

Делая предметом своего внимания собственное поведение, человек одновременно начинает отличать реакцию на предмет от предмета, её вызывающего. Автоматически протекающая реакция животного не оставляет следа в его психике. Человеческое же (общественное) видоизменение этой реакции заставляет, позволяет человеку отличить непосредственную реакцию от акции произвольной, общественно требуемой. Тем самым происходит обнаружение внешнего предмета, осознание его внешнего существования. Предмет становится не только представленным в ощущениях и реакциях, но и данным объективно, как источник этих ощущений и реакций, внешний, как таковой. Самосознание оказывается функционально (онтологически, фактически) первичным по отношению к сознанию: знание о предмете появляется в результате возникновения субъективности, самосознания. Без самосознания нет сознания. Дело тут надо понимать не так, что самосознание – это отражение, осознание сознания, а как раз наоборот. Но в тоже время это и не так, будто сначала формулируется самосознание, субъективность, личность и затем они осознают человеческие рефлексы и предметы их вызывающие. Здесь и отражение (рефлекторное) предметов является базой для самосознания, и самосознание является базой для возникновения сознания. Без первого нет и второго. Возникает одновременно сознательное самосознание, самосознательное сознание. Возникновение сознания и самосознания – это одновременный, комплексный, системный процесс. Они возникают сразу как конкретное многообразие (единство многообразия) человеческой психики.

Многое в мире (если не всё) возникает не по цепочной схеме, не как нанизывание колечек на стержень детской игрушки, а одновременно, комплексно, в виде порождающих друг друга противоположностей или нескольких элементов единой системы. Так, жизнь возникает не в результате количественных накоплений свойств однообразных «коацерватных капель», как это следует из гипотезы Опарина, а одновременно в виде трехзвенного цикла производителей органического вещества (аутотрофных зеленых растений), его потребностей (гетеротрофных) и минерализаторов органики – микроорганизмов. Такой троичный, трехзвенный комплекс – непременное условие функционирования живой материи. Подобно этому и общество возникает не как развитие, количественное нарастание какого-то одного свойства животных индивидов – свойства достижения успеха в борьбе за выживание, а как система общества, состоящего из социальных групп и индивидов, ориентированных на сверх-биологические задачи общества. Так революции в науке происходят не как развитие старых научных парадигм, а как революционное выдвижение новых, имеющих свой специфический категориальный и методический аппарат и т.д.