Руководитель как субъект конфликта
В улаживании конфликтов, при управлении поведением персонала в конфликтных ситуациях решающая роль принадлежит руководителю. Это обусловлено тем, что он в силу своего служебного положения является лицом, заинтересованным как в поддержке конфликтов функционально-позитивной направленности, так и в предупреждении или преодолении деструктивных конфликтов.
Как субъект конфликта руководитель выступает в роли одного из оппонентов, отстаивающего свою точку зрения, интересы и занимаемую позицию в отношениях с подчиненными или партнерами по деловым связям.
Чаще всего непосредственным участником конфликтного противостояния руководитель становится в тех ситуациях, когда нарушает служебную этику, отступает от норм трудового законодательства или допускает несправедливую оценку работы и поведения подчиненных.
К нарушениям служебной этики относится такое поведение, как грубость, высокомерие и неуважение; невыполнение обещаний и обман; злоупотребление своим положением, утаивание невыгодной для себя информации, нетерпимость к мнению других и т. п. Эти качества обычно присущи людям с деформированной волей, не владеющим навыками культуры общения, склонным к унижению подчиненных, к зажиму критики в свой адрес.
Такие люди вполне осознанно «забывают», а подчас действительно не ведают, что ложь и обман, чванство и спесь — пороки, унижающие человеческое достоинство, продукт скверного характера и беспомощного ума, проявление безудержного самомнения и предельного нарциссизма.
Руководитель, ослепленный эмоциями, повышенной раздражительностью, не считается с тем, что, например, ненормативная лексика не является сильными аргументом, а злость — своего рода слабодушие. Резкие выражения, злословие и насмешки, сокрытие истины, напыщенность в первую очередь противопоказаны руководителю. Они омрачают его общение с подчиненными и партнерами, лишают его расположения к себе, порождают неприязнь и враждебность и, в конечном
счете, мешают найти «общий язык» с оппонентами— язык, ведущий к взаимопониманию и сотрудничеству.
Необходимо, чтобы руководитель соблюдал общепринятые нормы культуры общения. Он должен сдерживать свой темперамент, демонстрировать выдержку и достоинство. Вовле-/ ченному в конфликт руководителю необходимо совладать с
управленческим психозом, употребить свои усилия не на то, чтобы любой ценой взять верх в противостоянии, а на то,' чтобы отыскать кратчайший и наименее болезненный путь к восстановлению взаимоуважения и доверия. Руководитель, следуя гуманистическим требованиям нашего времени, обязан бережно относиться к личности, уважать ее достоинство, не допускать унижения человека.
Другое направление, в рамках которого руководители могут стать субъектами конфликта, связано с нарушением трудового законодательства. Данные конфликты обнаруживают либо правовую неграмотность, либо попытки некоторых руководителей обойти закон, проявить самоуправство.
Современно мыслящий руководитель, имеющий четкое представление об этических нормах, знает Всеобщую декларацию прав человека, в которой, в частности, провозглашено, что каждый человек имеет право:
— на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы;
— без какой-либо дискриминации на равную оплату за равный труд;
— на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи.
Именно руководителю в первую очередь надлежит придерживаться принципа, что все люди равны перед законом, который является одним из краеугольных камней общественного согласия, социального прогресса.
Даже будучи субъектом конфликта, руководитель должен подавать пример уважительного отношения к законам, стремления к партнерскому взаимодействию.
Еще одно направление, обусловливающее возможность руководителя стать субъектом конфликта, связано с фактами произвола в оценке работы и поведения подчиненных. Сказан-
ное может проявляться, в частности, в игнорировании принципов объективности и справедливости при поощрении и наказании, установлении должностных окладов и размеров дополнительных выплат, заполнении вакансий, в бездоказательной критике, пренебрежении убедительными контраргументами оппонентов.
Необъективность руководителя, вызывающая конфликт, может быть следствием как заниженной, так и завышенной оценки деятельности и поведения подчиненных. Среди типичных ошибок завышения оценок называют дружеское расположение на основе неформального общения, желание прослыть добрым и великодушным, личное предпочтение и т. п. Занижение оценок оказывается возможным в результате преднамеренного стремления к наказанию, личной антипатии или «шлейфа» плохой репутации, неумелости сотрудника эффектно представить выполненную работу и др.
Вместе с тем известно, что работники любой организации или учреждения, как правило, весьма чувствительны к суждениям о своей деятельности, болезненно воспринимают ограничение самостоятельности и попрание интересов, негативно реагируют на раздачу привилегий только тем, кто «по нраву» начальству. Их раздражают нравоучения и тем более отчитывания, они возмущаются и протестуют, когда критика, даже справедливая, что называется за дело, переходит на личности, задевая самолюбие и честолюбие человека.
Проведенные в ФРГ исследования по определению эффективности различных форм критики дали поразительные результаты. Установлено, например, что когда начальник спокойно, не повышая голоса, убедительно, тактично и с глазу на глаз высказывает претензии подчиненным, то у 83% работников дисциплина укрепляется, результативность работы возрастает, 10% — продолжают вести себя по-прежнему, а 1% — трудятся еще с меньшим усердием. В тех случаях, когда начальствующее лицо критикует подчиненных убедительно и в спокойном тоне, но делает это так, чтобы его замечания непременно слышали и другие сотрудники, то улучшение дела наблюдается только у 40% работников, никаких заметных изменений не происходит у 44%, а у 16% отношение к работе даже
ухудшается. Когда же руководитель дает волю своим негативным эмоциям, обрушивает критику на подчиненных в резкой форме, обязательно во всеуслышание, подчас насмешливо, улучшение достигается лишь у 7% работников, 24% оказываются индифферентными (безразличными), а у 65% наступает дальнейший спад в деловой активности.
Итогом подобных исследований стали рекомендации специалистов, сводящиеся к тому, что критика не преувеличена. Следовательно, эффективно работают те руководители, у которых критические замечания не передаются через других людей, выражено стремление оберегать нервную систему как подчиненных, так и собственную от перенапряжения.
Подобные советы подходят и для российских условий. Правилами руководителя в управлении конфликтами должны быть стремление и навыки конструктивного влияния на персонал в любых конфликтных ситуациях, сочетание принципиальной требовательности к подчиненным с умением уделять максимум внимания морально-психологическому состоянию персонала, считаться с особенностями характера, интересами и мнениями сотрудников.
Руководитель должен быть выразителем лояльности (корректности, благожелательности) в отношении к персоналу.
Понятно желание руководителя видеть подчиненных исполнительными, по-настоящему преданными совместному делу, это не должно мешать тому, чтобы сотрудники были активными оппонентами своему начальнику. Еще Б. Паскаль (французский мыслитель XVII в.) утверждал, что «опираться можно только на то, что оказывает сопротивление».
Главное для руководителя — вдохновить сотрудников, обеспечить их согласованное взаимодействие, уберечь от незаслуженных обид, порождающих разлад, отвести от эгоизма и нездоровой конкуренции, предотвратить разрастание дисфункционального конфликта. Если руководитель и выступает одной из противостоящих сторон, он должен стремиться находить точки соприкосновения межличностных интересов, сближения внутритрупповых и межгрупповых позиций.
Очень важно справедливо судить о работниках, быть разумно осторожным в использовании имеющихся в распоряже-
нии руководителя как материальных, так и моральных средств поощрения и наказания.
Итак, при возникновейии ситуаций, в которых руководитель оказывается непосредственным участником конфликта, его возможности влиять на ход конфликтного противоборства, управлять разрешением разногласий остаются предпочтительными.