Конфликтогенная специфика характера детей среднего подросткового возраста (13-15 лет)
Средний подростковый возраст — один из самых чувственных и критических периодов развития и становления человека как биологического вида и личности. В этот период в организме человека и психике происходят революционные изменения. С понятием «подросток» связаны физиологические, анатомические и гормональные аспекты сексуального созревания индивида. Биологические изменения, связанные с половым созреванием, оказывают значительное влияние на психическое развитие. У большинства людей это время ассоциируется со стремлением к свободе, независимости, удовольствиям, переживанием выбора жизненного пути и перспективами. Но сам по себе это крайне сложный конфликтный жизненный этап.
Формирующееся половое созревание индивида нарушает установившееся равновесие и возвращает конфликты из более ранних фаз развития. Задачи развития в этот период включают в себя достижение сексуальной зрелости, но не ограничиваются только этим.
У подростков 13-15 лет формируются собственная точка зрения на отношения между людьми, моральные требования и оценки, стремление определить свое место среди сверстников и взрослых. Подростки перестают принимать все на веру, у них проявляется желание жить и действовать «как взрослые». У них начинают складываться собственные личные моральные установки и требования, которые и определяют характер их взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Это период интенсивного полового развития (пубертатный период), который характеризуется резкими противоречиями в характере, необузданностью желаний, проблемами индивидуализма, стремлением противостоять влиянию окружающих, но вместе с тем поддержкой любых (даже отрицательных) поступков референтной группы, при этом возникает ложное чувство единения с группой. Учитель уже не является столь авторитетной фигурой, кумиром становится «киногерой», «эстрадная звезда», известный спортсмен, авторитетный сверстник. Возникновение у такого подростка собственных моральных требований и установок имеет и еще одно следствие: он начинает предъявлять требования к самому себе, при этом может возникнуть расхождение между тем, что подросток от себя требует, и тем, в какой мере он фактически может этим требованиям соответствовать. Это может порождать у него чувства неуверенности, неудовлетворенности собой. Сам подросток не всегда может действовать адекватно (повышенная возбудимость, ранимость, обидчивость, инфантилизм, безответственность, «ложный героизм»).
Нередко родители и педагоги не понимают особенностей развития детей в данном возрасте.
У подростка более содержательными и разнообразными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера деятельности, он в большей степени ориентируется на мнение сверстников, друзей и свои собственные оценки, чем на мнение взрослых.
Развитие самосознания — центральный психологический процесс среднего подросткового возраста. На этом этапе личностного развития социальное одобрение необходимо для развития чувств собственной значимости и достоинства.