Конфликтогенная специфика характера детей среднего подросткового возраста (13-15 лет)

Средний подростковый возраст — один из самых чувствен­ных и критических периодов развития и становления человека как биологического вида и личности. В этот период в организ­ме человека и психике происходят революционные измене­ния. С понятием «подросток» связаны физиологические, ана­томические и гормональные аспекты сексуального созревания индивида. Биологические изменения, связанные с половым созреванием, оказывают значительное влияние на психичес­кое развитие. У большинства людей это время ассоциируется со стремлением к свободе, независимости, удовольствиям, пе­реживанием выбора жизненного пути и перспективами. Но сам по себе это крайне сложный конфликтный жизненный этап.

Формирующееся половое созревание индивида нарушает установившееся равновесие и возвращает конфликты из более ранних фаз развития. Задачи развития в этот период включа­ют в себя достижение сексуальной зрелости, но не ограничи­ваются только этим.

У подростков 13-15 лет формируются собственная точка зрения на отношения между людьми, моральные требования и оценки, стремление определить свое место среди сверстни­ков и взрослых. Подростки перестают принимать все на веру, у них проявляется желание жить и действовать «как взрос­лые». У них начинают складываться собственные личные мо­ральные установки и требования, которые и определяют ха­рактер их взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Это период интенсивного полового развития (пубертатный пе­риод), который характеризуется резкими противоречиями в ха­рактере, необузданностью желаний, проблемами индивидуа­лизма, стремлением противостоять влиянию окружающих, но вместе с тем поддержкой любых (даже отрицательных) по­ступков референтной группы, при этом возникает ложное чув­ство единения с группой. Учитель уже не является столь авто­ритетной фигурой, кумиром становится «киногерой», «эстрадная звезда», известный спортсмен, авторитетный сверстник. Возникновение у такого подростка собственных моральных тре­бований и установок имеет и еще одно следствие: он начинает предъявлять требования к самому себе, при этом может воз­никнуть расхождение между тем, что подросток от себя требу­ет, и тем, в какой мере он фактически может этим требовани­ям соответствовать. Это может порождать у него чувства не­уверенности, неудовлетворенности собой. Сам подросток не всегда может действовать адекватно (повышенная возбуди­мость, ранимость, обидчивость, инфантилизм, безответствен­ность, «ложный героизм»).

Нередко родители и педагоги не понимают особенностей развития детей в данном возрасте.

У подростка более содержательными и разнообразными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значи­тельно расширяется сфера деятельности, он в большей степе­ни ориентируется на мнение сверстников, друзей и свои соб­ственные оценки, чем на мнение взрослых.

Развитие самосознания — центральный психологический процесс среднего подросткового возраста. На этом этапе лич­ностного развития социальное одобрение необходимо для раз­вития чувств собственной значимости и достоинства.