Информационная система -

Информация* (information от лат. informatia - разъяснение, изложение) -сведения, передаваемые людьми друг другу устным, письменным или другим способом. В коммуникативистике это понятие распространяется на обмены сведениями между человеком и автоматом, автоматом и автоматом, а также и на сигнальные связи в животном и растительном мире. Автор книги склоняется к идее о том, что информация наряду с коммуникацией - одно из всеобщих свойств материи, вместе с такими атрибутами как движение, время, пространство.

Информатика - как область научных знаний, связанных с получением, хранением, преобразованием, передачей и использованием информации.

Информациология - наука, которая изучает закономерности образования, передачи и накопления информации, ее свойства, структуру, роль в проявлении фундаментальных законов окружающего нас мира.

Информационная безопасность -способность государства, общества, социальной группы, личности обеспечить с требуемой вероятностью достаточные и защищённые информационные ресурсы и потоки для поддержания жизнедеятельности, устойчивого функционирования и развития соответствующего структурного образования. Обеспечение информационной безопасности предполагает противостояние негативному воздействию на индивидуальное и общественное сознание и психику людей, а также на компьютерные сети и другие источники информации.

Информационная среда* (information environment).В информатике - совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, обеспечивающих заданный режим работы и условия выполнения ее задач.В коммуникативистике применяется и в более широком значении - как реальность, в которую погружаются люди, находящиеся в постоянном соприкосновении со СМИ и другими средствами коммуникации.

Информационное общество (information society).Термин применяется для обозначения особого вида общественной формации поздних разновидностей постиндустриального общества, новой эры развития человеческой цивилизации. Наиболее яркими представителями этого направления являются А. Турен, П. Серван-Шрайбер, М. Понятовский и др. (Франция), М. Хоркхаймер, Ю. Хабермас, Н. Луман и др. (Германия, М. Мак-Люэн, Д. Белл. А. Тоффлер и др. (США), Д. Масунда (Япония) и др. В качестве основного условия формирования информационного общества рассматриваются высокотехнологичные информационные сети, действующие в глобальных масштабах. Информация рассматривается как специфический товар, основная социальная ценность общества. Новая трактовка коммуникаций выходит за рамки рассмотрения коммуникации как технических средств связи и информационного обмена и сосредотачивает свое внимание как новых средств и форм человеческих контактов и обмена информацией, особенно на поиске форм активного духовного общения людей в диалогах.

Информационное пространство (information space) -сфера общества с достаточно развитой сетью информационных коммуникаций

Информационный обмен -взаимная передача информации друг другу несколькими субъектами.

Искусственный язык -язык который строится по сформированным заранее правилам и предназначен для решения каких-либо конкретных задач.

Истеблишмент* (establishment) -доминантная система государственных, экономических идеологических отношений, организаций, учреждений и других структур, обладающих властным влиянием на общество. В сферу истеблишмента включают и масс медиа, с помощью которых формируется сознание массовой аудитории, формируется ее жизненный стиль.

 

К

Каналы коммуникации (коммуникационные каналы) (communication channel) –

1.комплекс средств связи между источником и приемником информации: телефонных, радиовещательных, телетрансляционных, компьютерных и др.;

2.специально сформированная среда, через которую передается информация от коммуникатора к реципиенту.

Таким каналом может быть и рекламный плакат, содержание которого дошло до получателя рекламы; и митинг, посредством которого передается информация от его организаторов к участникам; и видеофильм, через который его создатель предает определенный комплекс сведений зрителям и др. В самом общем виде под каналом коммуникации подразумевают способ которым передается сообщение (лицом к лицу, письменно, на пленке, через технические средства связи и пр.).

Карт-бланш -неограниченные полномочия, полная свобода действий.

Катарсис (catharsis от греч. catharsis - очищение).Выражение акта агрессии или насилия в СМИ (эмоциональное потрясение, очищение с помощью страха и сострадания).

Квазикоммуникация -ритуальные действия, подменяющие общение и предполагающие диалог по исходному условию.

Кибернетика (от kybernetike - искусство управления), кибернетика наука об общих законах преобразования информации (управление, связь, переработка, преобразование информации) в сложных системах (живых организмах, машинах и обществе). Кибернетика включает в себя достаточно самостоятельные разделы - информационная теория, теория алгоритмов, теория автоматов, исследование операций, теория оптимального управления, теория распознавания образов. Она разрабатывает общие принципы создания систем управления и систем для автоматизации умственного труда.

Классическая позитивистская методология субъектно-объектных диспозиций -представлена концепциями структурного функционализма, системного подхода, информационного общества, технологического детерминизма, компьютерной футурологии и др. Онтология социальных коммуникаций в данном подходе основывается на системных связях и функциях. Коммуникативные технологии ставят задачу сконструировать желаемые образ определенного субъекта и социальные связи в системе. В управленческом аспекте данный подход можно сравнить с принципом классической кибернетики, который предполагает жесткий контроль за поведением системы, при котором исключаются все ненужные взаимосвязи.

Клирингхауз (clearing-house) -центр сбора, обработки, анализа, синтеза и распространения информации.

Клише -стереотипное, избитое выражение, шаблонная фраза.

Когнитивная модель субъектно-объектных отношений по поводу объекта (неклассическая методология).Эта феноменологическая по своим истокам модель выделяет сферу коммуникаций в качестве особого онтологического объекта. Его изучение требует применения таких методов как герменевтическая интерпретация смыслов, критическая рефлексия, рациональная реконструкция. Автор этой методологии, немецкий философ Ю. Хабермас отдавал предпочтение позитивной науке в изучении социальных субъектов. Социальные коммуникации он рассматривает как способ эмансипации, высвобождения от экономических, политических и других влияний, которые искажают коммуникации и играют латентную роль принуждения. Формированию «эмансипированного общества» позволяет по его мнению вести разумный диалог всех со всеми другими. А это не что другое как основа для формирования гражданского общества путем развития коммуникативных отношений и рационализации систем массовых коммуникаций.

Код (code)- система условных знаков, символов, правил передачи информации по каналам связи.

Коллаж -прием в изобразительном искусстве, использующий наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре, а также произведение, целиком выполненное с помощью этой техники.

Коллизия (от лат collisio - столкновение) -столкновение противоположных, разнонаправленных сил, взглядов, интересов и стремлений.

Колонтитул - catchword (фран. сolonne - столбец и titulus - надпись)- краткие данные об авторе, заглавии книги или статьи, помещаемые в целях более легкой ориентации читателя в тексте

Коммуникабельность (communicability) -общительность.

Коммуникант - любая из сторон процесса коммуникации, участник коммуникации.

Коммуникативистика -наука, изучающая гуманитарные аспекты развития информационных систем и средств, характер, формы, результаты их воздействия на общественную жизнь.

Коммуникативная диада (авт.)-прочные, устойчивые связи между двумя элементами коммуникативной системы. Ее могут организовать, например, дружеские и доверительные связи между двумя людьми. Если такую связь образуют два полярно противоположных элемента системы, а при отсутствии хотя бы одного из них диада разрушается, а их объединение составляет неразрывную систему, то в этом случае такая диада называется коммуникативным диполем (авт.). Например, образование семьи представляет собой процесс формирования коммуникативного диполя.

Коммуникативная личность - «коммуникативнаяличность понимается как одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью ее индивидуальных свойств и характеристик, которые определяются степенью ее коммуникативных способностей, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно коммуникативной компетенцией - умением выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации»( Конецкая В. П. Социология коммуникации. М., 1997. С. 169).

Коммуникативная способность человека -способность человека, которая проявляется в его общении с людьми. Она включает в себя умение слушать и понимать людей, оказывать на них влияние, устанавливать с ними необходимые взаимоотношения.

Коммуникативное пространство -пространство, где протекает коммуникативный процесс. В одних случаях оно может иметь географически или территориально очерченные границы, в других - представлять аморфное состояние..

Коммуникативный вектор (авт.) -термин, введенный в оборот автором, характеризует величину, направление и интенсивность коммуникативных процессов.

Коммуникация манипулятивная -то же самое, что и пропаганда.

Коммуникация массовая (авт. диф.) –

a)система взаимосвязей, позволяющая получить практически одновременный доступ к социально значимым сообщениям большому числу людей, независимо от места расположения, положения, социального статуса (например, СМИ, Интернет);

b)одновременное нахождение большого числа людей в ограниченном пространстве, позволяющим осуществлять им взаимодействие (коммуникацию) с «лидерами мнений» (например, митинги, шествия, презентации, концерты на больших открытых или закрытых помещениях (например, в крытых стадионах). Общим критерием для обоих видов массовой коммуникации является одновременное потребление большим количеством людей массовой информации.

Коммуникация эксклюзивная (авт.) -персональное предоставление канала коммуникации физическому или юридическому лицу.

Коммуникограмма - диаграмма, представляющая систему связей в организации, как они воспринимаются и сообщаются членами организации.

Коммюнике -официальное правительственное сообщение о международных переговорах и соглашениях, о важных событиях во внутренней жизни страны.

Компоненты модели коммуникации.Основными компонентами модели коммуникации являются источник, сообщение, канал и получатель. Источник- индивид, группа людей, социальный институт, организация и другие субъекты, являющиеся создателем информационного сообщения. Сообщение- это стимул, передаваемый источником получателю, ради чего и осуществляется коммуникативное действие. Оно состоит из символов, которые имеют одинаковое значение для обеих сторон коммуникации. Главным символом, используемым коммуникативными системами, является язык. Канал - это средство передачи сообщения (см. Каналы коммуникации). Получатель- адресат, кому предназначено сообщение. Результаты коммуникативного акта зависят от правильного (валидного) восприятия полученной информации, от чего в свою очередь зависят результаты коммуникации. Если же акт коммуникации привел к желаемым изменениям в знаниях, установках и поведении получателя (получателей), то такой коммуникативный акт считается эффективным (см. Эффективность коммуникации).

Коммуникативная личность -личность, имеющая совокупностью индивидуаль­ных свойств и характеристик, которые обеспечивают умение выбрать схему передачи информации в конкретной ситуации и адекватно воспринимать информацию. Коммуникативная личность характеризуется мотивационными, когни­тивными и функциональными параметрами.

Коммуникативная перегрузка (communicatin overloard) -ситуация, когда объем коммуникативных входов и каналов существенно превышает возможности их применения и обработки информации или же потребности коммуникативных сторон.

Коммуникативная сфера - общественные связи и отношения, уличные шествия, собрания, офис.

Коммуникативная тетрада (авт.) -коммуникативная система, включающая четыре стороны, каждая из которой находится во взаимосвязи со всеми остальными тремя коммуникантами.

Коммуникативная триада (авт.) -устойчивая система коммуникативных взаимосвязей между тремя коммуникантами.

Коммуникативная харизма (communication charisma) -характеристика лидера, способного вдохновлять людей на взаимодействие между собой и с общественностью, обмениваться социально полезной информацией.

Коммуникативное пространство -территория, среда, в пределах которой происходит взаимодействие.