ПРАКТИКА ИСЛАМА

 

Бесспорно, успех ислама частично объясняется своей простотой: чтобы приобщиться к нему, достаточно произнести символ веры (шахада), а чтобы быть добропорядочным мусульманином, надо соблюдать предписания Корана: молитву, пост, милостыню и паломничество. Духовенство не существует (за исключением шиизма), и коврик для молитвы может заменить мусульманину мечеть.

В своей повседневной религиозной практике мусульманин мало озабочен отличиями в учениях тех или иных направлений — суннитов, шиитов или хариджитов, — а часто и не знает об их существовании. Поэтому запросто можно встретить, например, мозабитов, которые не знают, что они хариджиты, и не задаются вопросом, почему их община ушла в глубь Сахары в поисках убежища от преследований со стороны других мусульман. Догматические разделения между тремя основными направлениями ислама не имеют в повседневной жизни того значения, которое предает им проведенный выше анализ.

Зато практика ислама может значительно изменяться в зависимости от другого фактора, не зависящего от доктринальных перегородок: некоторые чрезвычайно набожные верующие не довольствуются соблюдением предписаний Корана, а стремятся с помощью духовных наставников более активно служить Богу, в частности через мистическую практику.

Так, ислам, который мог бы быть абстрактной и неорганизованной религией, становится мозаикой школ, каждая из которых имеет свое лицо и свою строгую структуру. Разумеется, ссылка на Коран и почитание пророка придают этой совокупности довольно прочное единство принципов, однако нельзя отрицать, что внутри ислама существуют настолько различные точки зрения, что они нередко вызывают конфликты и даже войны.

Если попытаться внести некоторую ясность в этот «калейдоскоп», необходимо, прежде всего, разграничить мусульман, более озабоченных установлением поистине исламского общества, и тех, кто более склонен к мистической практике. Первые, очевидно, втянуты в круговорот политических проблем, что не удивительно, так как ислам является глобальной религией. Наиболее типичным примером этой тенденции является ассоциация братьев-мусульман. Что же касается мусульман-мистиков, то все они примыкают к так называемому суфизму. Это течение объединяет различные «мусульманские братства», хотя мистические представления очень отличаются в каждом из них.

Не следует забывать и то, что существует большая масса искренних мусульман (хотя они и не составляют большинства), которые не примыкают к этим двум течениям. Это, в частности, мусульманские «миряне», которые старательно следуют заветам своей религии, но, одновременно, приспосабливаются к обществу, к которому они принадлежат, даже если оно и не руководствуется исламским законом шариата. Многие мусульмане, частично получившие западное образование, принадлежат к этой категории.

Чтобы дополнить эту картину мусульманской практики, необходимо также вспомнить о народных обычаях в исламской культуре, которые чаще всего оказываются пережитком предшествующих религий и еще встречаются в традиционных сельских общинах.

Не имея возможности детально вникнуть во все проявления мусульманской жизни, рассмотрим только несколько примеров, среди которых наиболее типичны следующие:

• братья-мусульмане;

• суфизм в целом;

• братства: накшбандия в Средней Азии и мюриды в Сенегале;

• американские черные мусульмане.

И закончим эту главу об исламе несколькими строчками об ахмадия, которая представляет характерную ересь.