Вопросы к теме.

 

1. Характеристика и значение эмоции интереса.

2. Характеристика и значение эмоции радости.

3. Характеристика и значение эмоции удивления.

4. Характеристика и значение эмоции печали.

5. характеристика и значение эмоции горя.

6. Депрессия. Формирование симптомов и механизм возникновения.

7. Характеристика и значение эмоции гнева.

8. Агрессия. Положительные и отрицательные стороны агрессивного поведения.

9. Характеристика и значение эмоции отвращения.

10. Симптоматика при нарушении пищевого цикла.

11. Характеристика и значение эмоции презрения.

12. Характеристика и значение эмоции страха.

13. Тревога и одиночество – негативные последствия и пути их преодоления.

4.2. Классификация эмоций в зависимости от их динамических характеристик.

При рассмотрении любой эмоции необходимо учитывать ее динамические характеристики, то есть степень выраженности эмоциональной реакции в момент ее возникновения. Заключенную в ней оценку, значимого события, глубину и интенсивность переживания, характер последствий для личности самого человека.

При таком подходе различают:

1. Эмоциональный тон ощущений.

2. Ситуативные эмоции.

3. Аффекты.

4. Чувства.

5. Настроения.

 

Рассмотрим эти понятия более подробно.

 

4.2.1. Эмоциональный тон ощущений.

Эмоциональный тон ощущений – это непосредственное переживание, сопровождающее жизненно важные воздействия на человека (его организм), такие как вкус, звук, давление или боль (тактильные ощущения), температура, свет и др. В зависимости от того, нравится или не нравится данное ощущение, то есть вкусно или не вкусно, успокаивает или раздражает, греет или обжигает, человек будет стремиться к усилению, сохранению или прекращению данного вида воздействия, вызывающего ощущение.

Итак, тон – это эмоциональная реакция на действующий в данный момент раздражитель.

Помимо эмоционального тона ощущений эмоциональный опыт человека складывается под влиянием переживаемых аффектов, ситуативных эмоций, настроений.

 

4.2.2. Ситуативные эмоции.

Ситуативные эмоции – это переживание личной значимости конкретного объекта в конкретной ситуации. В отличие от эмоциональных тонов ощущений эта форма эмоциональных реакций основана на разделении общего контекста ситуации и собственно участников. Так, например, в ситуации угрозы «здесь и теперь» при наличии определенных участников событий, человек может переживать тревогу или страх. При участии тех же людей, но при изменении контекста ситуации с угрожающей на благоприятную, человек может начать испытывать радость, удовольствие, восторг, уважение, восхищение, удовлетворение происходящим с ним и вокруг него. Именно ситуативность становится отличительной чертой данного вида реагирования.

Ситуативные эмоции занимают промежуточное место между эмоциональными тонами и чувствами. Если эмоциональные тона – это разновидность реакций, не учитывающих ситуацию в целом, а чувства – это реакции возникающие в результате абстрагирования от ситуации, то ситуативные эмоции в отличие от них предметны и могут вызываться как непосредственно существующим, так и воображаемым объектом.

В отличие от чувств эмоции привязаны к конкретной ситуации. Они есть результат значимого события. Причем это может быть результат воображаемого предстоящего события, и тогда эмоции становятся частью преднастройки к ситуации. Или это может быть отреагирование уже случившегося события, но в любом случае в эмоциях уже есть оценка прошлого и настоящего, а также прогноз на будущее.

 

4.2.3. Аффекты.

Аффект (от латинского affectus – душевное волнение, страстность, настроение, расположение, чувство, любовь, нежность) – сильная, бурно протекающая эмоциональная реакция, носящая характер эмоционального взрыва (ужас, страх, ярость и т.д.). Аффект обычно сопровождается двигательным перевозбуждением, но может, наоборот, вызывать оцепенение, заторможенность и мнимую безучастность.

Аффектом называют сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для человека жизненных обстоятельств. Его характерная черта – высокая интенсивность и одновременно непродолжительность. Вызывается аффект сильными раздражителями, и более склонны к проявлению аффектов представители неуравновешенного типа нервной системы с преобладанием возбуждения – холерики. Часто склонность к аффективным реакциям становится следствием недостаточного воспитания человека, его слабой воли, неумения владеть собой, контролировать свое поведение. В состоянии аффекта резко снижается внимание, прогностическая функция мышления, в связи с чем, поведение становится мало целесообразным. Человек в состоянии аффекта может совершать необдуманные поступки. Старый совет гласит: прежде чем совершать какой-то поступок или что-то говорить, медленно досчитайте до двадцати.

Как и ситуативные эмоции, аффекты являются результатом оценки текущей ситуации.

 

4.2.4. Чувства.

Наиболее развитой формой эмоционального реагирования являются чувства. Чувства – это устойчивые эмоциональные состояния, которые отражают смысловое отношение человека к определенному объекту. Если эмоция – это простое переживание в данный момент, то чувство, хотя и выражается в эмоциях, но оно не беспрерывно и в данный момент может не выражаться. Чувства в отличие от эмоций свойственны только человеку, им характерна высокая степень устойчивости во времени. Чувства – своего рода смысловые маркеры, которыми человек помечает для себя объекты, события, явления.

Чувства могут быть активными, имеющими положительный эмоциональный тон – удовольствие, радость, гордость. Чувства могут быть пассивными, имеющими отрицательный эмоциональный тон – неудовольствие, печаль, раздражение. В этом смысле эмоции являются внешним проявлением чувств. Активные чувства повышают жизнедеятельность человека, отрицательные – понижают ее.

В чувствах фиксируется прошлый опыт человека и отражается взаимосвязь между его актуальными потребностями и данным объектом. Выделяют конкретные, обобщенные и абстрактные чувства. Например, уважение только к данному человеку, уважение к людям данной профессии, уважение к людям вообще.

Существует классификация, в которой чувства подразделяются исходя из силы и длительности побуждений на увлечения и страсти. Увлечения – это сравнительно непродолжительные проявления сильных чувств. Страсти – это чувства, сохраняющие свою большую побудительную силу на протяжении длительного времени. Страсть связана с какими-либо стремлениями, интересами, деятельностью и направляет все помыслы и действия человека. Страсть может быть положительной и отрицательной по направленности. Положительная страсть, например, - это страсть к театру, музыке, спорту, науке. Отрицательные – направленные на мелкие недостойные цели, которые в итоге ослабляют волю и подавляют психику человека. Например, страсть к обогащению, к азартным играм, к употреблению алкоголя.

 

4.2.5. Настроение.

Еще одной характеристикой эмоционального реагирования является настроение. Это психическое состояние (феномен), в котором содержится субъективная оценка человеком своего самочувствия, степени удовлетворенности своих притязаний, своих достижений, своих перспектив и т.д.

В зависимости от степени осознанности настроение может носить характер диффузного фона: приподнятое, подавленное, хорошее, плохое, ровное, спокойное; или становится определенным состоянием: скука, заинтересованность, воодушевление, обреченность, решительность, нерешительность и т.д. Но во всех этих случаях этот вид эмоционального отклика всегда имеет лишь расплывчатую, диффузную связь с каким-либо предметом. Так, если в случае переживания ситуативных эмоций мы говорим, что грустим, радуемся из-за того-то и того-то, то при описании настроения мы просто скажем, что нам «грустно», «радостно». «Ты меня встревожил» – отражает тревогу как эмоцию, «Я что-то тревожусь» – тревога как настроение. «Я радуюсь этому» – выражается эмоция, «Мне радостно» – выражается настроение.

 

4.2.6. Эмоциональные особенности личности.

При описании эмоциональных особенностей личности могут быть использованы характеристики, фиксирующие наиболее вероятный для данного человека способ реагирования. К ним относятся:

Экспрессивность – склонность к интенсивным выразительным внешним проявлениям эмоциональных переживаний.

Сентиментальность – склонность к утонченной созерцательности, сочетание чувственности и пассивности.

Страстность – склонность к длительным напряженным эмоционально насыщенным целенаправленным действиям.

Впечатлительность – склонность к сопереживанию через идентификацию с другими.

Чуткость – склонность к сочувствию, т.е. переживанию собственных эмоциональных состояний в связи с переживаниями другого. От впечатлительности отличается более низким уровнем идентификации, более активной рефлексией и высокой активностью когнитивного процесса (процесса осознанного знания).

Отзывчивость – склонность к помогающему поведению, основанному на эмпатии (сопереживании).

Направленность – система побуждений, определяющая избирательное отношение личности к окружающему. Направленность выражается в том, какие цели человек ставит перед собой в жизни, как он относится к целям, к самой жизни, к обществу, поэтому направленность характеризуется целями и стремлениями человека. Различают:

которой набрано максимальное количество баллов.

Высшей формой направленности личности является мировоззрение – система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы и ценностные ориентации. Мировоззрение имеет практический жизненный смысл: оно воздействует на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер его жизненных стремлений, на его вкусы и интересы. Мировоззрение формируется в процессе обучения и воспитания, оно напрямую отражает жизненный опыт человека, его житейскую философию. При ближайшем рассмотрении вся деятельность человека подчиняется вполне определенной системе, название которой – мировоззрение.

Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит. С первых же часов жизни ребенка начинается процесс его социализации. Честность, чуткость, отзывчивость и другие положительные черты личности – это не некие изначально присущие ребенку качества, они активно формируются и возникают как результат направленного воздействия. Если не препятствовать возникновению и развитию негативных качеств, они окажут серьезное, трагическое влияние не только на проявления в духовной и общественной жизни, профессиональную деятельность и отношения с окружающими, но и на здоровье.

Какие личностные черты станут наиболее характерными в жизни каждого из нас, зависит: в детстве – от способа воспитания; в подростковом возрасте – от социальной среды развития; в юношестве и далее – от самого человека и его стремлений.

 

Полноценный, здоровый человек демонстрирует:

Безусловное принятие самого себя и окружающих, независимо от их расы, возраста, пола и системы верований.

Способность признать свои ошибки как форму обучения.

Ранимость и восприимчивость, сопровождающиеся, однако, твердостью и ясным осознанием своих внутренних границ: «Нет, ходить у меня на голове вы не будете».

Смелость быть честным перед самим собой и окружающими, не доходящую до жестокости.

Способность сказать «нет», когда это необходимо.

Способность быть самим собой – искренним, участливым по отношению к окружающим на их нужды и чаяния.

Уверенность в своих силах, настойчивость и готовность пойти на разумный риск ради какого-то открытия, исследований или познания чего-то нового.

Мужество воспринять критику как направление для дальнейшего роста и приобретения знаний.

Контролируемость своих действий, готовность принимать быстрые решения и новые повороты в жизни.

Способность находить близкий контакт с окружающими.

Принятие ситуаций, которые невозможно изменить, такими, какие они есть.

Смелость обратиться за помощью, когда она необходима.

Силу встретится с душевной болью, пережить ее и идти по жизни дальше.

Способность простить себя и окружающих.

Простоту в отношениях материальных и духовных потребностей.

Щедрость в любви и вещах материального плана.

Доброту и уважение к своему телу. Способность принимать решения и действовать согласно им.

Грациозность, чувство ритма и естественное ощущение времени.

Ответственность за свои мысли и поступки без вынесения обвинений себе или окружающим.

Прямоту и сдержанность, лишенную стремления причинить кому-либо вред или боль.

Легкость в спокойном ожидании намеченного срока.

Способность сказать «да» всему, что предлагает жизнь.

Способность внимательно слушать и правдиво отвечать на вопросы.

Гибкость и легкую адаптацию в сознании и манере поведения.

Смелость принести извинения, когда это необходимо.

Способность принять окружающих такими, какие они есть, во всем многообразии их отличительных черт.

Хорошее чувство юмора.

Уважение ко всему живому и природным богатствам планеты.

 

(Печатается по Дж.Стивенсону «Приручи своих драконов»,1995)

 

Когда Зигмунда Фрейда спросили: «Что значит, по-вашему, быть здоровым?», он ответил: «Уметь любить и работать».

 

Вопросы к теме.

 

1. Классификация эмоций по Б.И. Додонову.

2. Классификация эмоций в зависимости от их динамических характеристик.

3. Характеристика личностных особенностей человека исходя из его устойчивого способа реагирования на определенный стимул.

4. Мировоззрение личности и его связь с психологической характеристикой полноценного, здорового индивида.