ПОНЯТИЕ МОНИТОРИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С задачами технологии постановки целей тесно связаны две очень важные для образовательной технологии задачи:
• задача получения информации обратной связи
• и задача соотнесения реально полученных результатов педагогического процесса с планировавшимися результатами, с целями.
Обе задачи объединяются в образовательной технологии процедурным комплексом, который принято называть мониторингом.
В.Ф. Шаталов, как-то подсчитал, что при использовании беседы как основного способа получения информации о детях каждый ребенок в среднем говорит на занятии в течение 30 секунд. Очевидно, что за это время невозможно не только научить ребенка связно излагать свои мысли, анализировать высказывания своих товарищей и вести дискуссию, но и получить полную, объективную информацию о том, на каком уровне развития находится каждый воспитанник.
В этих условиях традиционные приемы выборочного, отсроченного по времени и эпизодического контроля процесса обучения и воспитания не обеспечивают достаточного уровня управления педагогической деятельностью детей. В настоящее время без непрерывного слежения за обучением каждого воспитанника эффективное управление педагогическим процессом невозможно, а в технологическом подходе к обучению необходимость такого слежения становится постулатом.
Во второй половине XX века в почвоведении процесс постоянного наблюдения за состоянием плодородного слоя земли стал называться специальным термином - мониторинг (от английского monitor - следить, вести наблюдение). Термин понравился научному сообществу и стал быстро распространяться, захватывая все новые области науки и практической деятельности.
Место мониторинга в образовательной системе можно определить, пользуясь моделью учебного процесса Н.Ф. Талызиной. Эта система должна включать следующие компоненты:
• описание начального состояния системы;
• описание ее конечного состояния;
• моделирование процесса перехода системы из начального состояния в конечное;
• наличие системы комплексных методик измерения основных параметров основной системы, которые характеризуют ее состояние в контрольных точках реального процесса перехода из начального состояния в конечное;
• наличие системы эффективных методов воздействия на основную систему в случае возникновения нежелательных отклонений в процессе устремления ее к конечному состоянию".
Выделенные этапы позволяют в целом согласиться с определением педагогического мониторинга, которое сформулировал А.Н. Майоров: Мониторинг в образовании есть система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и прогнозировать его развитие, обеспечивает необходимую информационную основу для принятия обоснованных управленческих решений, направленных на достижение заданных целей развития объекта.
Приведенное определение сформулировано в предельно широкой форме, в которой оно применимо как для всей образовательной системы в целом, так и для любой ее подсистемы.