Уставный фонд государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Источниками, за счет которых формируется имущество унитарного предприятия, являются:

1) имущество собственника (Российской Федерации, ее субъектов или муниципального образования), закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за унитарным предприятием. Круг объектов прав хозяйственного ведения или оперативного управления практически неограничен: все виды имущества, закрепленного за собственником - РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием. Это могут быть здания, сооружения, оборудование и т.д., переданные собственником на баланс предприятия;

2) доходы унитарного предприятия от его деятельности. Поскольку данные предприятия являются коммерческими, они могут осуществлять деятельность, приносящую прибыль, но в тех пределах, которые установлены собственником имущества и определены предметом и целями деятельности таких предприятий. Так, предприятия, находящиеся на праве хозяйственного ведения, не вправе продавать переданное недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог или иным способом распоряжаться им без согласия собственника, движимым имуществом предприятие вправе распоряжаться самостоятельно. Право оперативного управления имеет целевой характер, который должен соответствовать целям деятельности, заданиям собственника и назначению имущества. Право оперативного управления казенным предприятием предполагает, что имущество, закрепленное за казенным предприятием, может отчуждаться только с согласия собственника; произведенную продукцию казенное предприятие реализует самостоятельно, если иное не установлено законом; доходы, полученные казенным предприятием, распределяются также собственником;

3) иные источники, не противоречащие законодательству. Так, например, унитарные предприятия могут самостоятельно распоряжаться движимым имуществом, реализовывать произведенную ими продукцию (работы, услуги), получать коммерческие и бюджетные кредиты, доходы от ценных бумаг, пожертвования от граждан и некоммерческих организаций, международные гранты и другие источники. Принципиальным является то требование, чтобы эти источники не противоречили законодательству, а распоряжение имуществом осуществлялось в пределах, не лишающих такого предприятия возможности осуществлять деятельность, предмет, цели и виды которой определены уставом унитарного предприятия.

Передача в хозяйственное ведение или оперативное управление создаваемому унитарному предприятию части государственного или муниципального имущества имеет определенные особенности:

1) такая передача осуществляется специально уполномоченными федеральными государственными органами (например, Росимуществом и его территориальными органами), государственными органами субъектов РФ либо органа местного самоуправления;

2) передача имущества унитарному предприятию осуществляется на основании распорядительного акта, принятого в соответствии с компетенцией вышеназванных органов.

3) непосредственная фактическая передача имущества в хозяйственное ведение или оперативное управление, как правило, осуществляется по акту приема-передачи имущества в стоимостной оценке имущества, утверждаемой учредителем.

Уставный фонд государственного (муниципального) предприятия представляет собой сумму денежных средств и стоимость материальных и нематериальных ценностей, предоставляемых учредителями создаваемому предприятию для формирования собственных основных и оборотных средств для его нормального функционирования. Целью формирования уставного фонда, с одной стороны, является возможность обеспечения прав третьих лиц, вступающих в гражданско-правовые отношения с предприятием, поскольку им закрепляется минимальный размер имущества предприятия. С другой стороны, уставный фонд предприятия - это своего рода стартовый капитал, на основании которого созданное юридическое лицо может полноценно участвовать в деловом обороте.

Особенности уставного фонда предприятия:

- формируется учредителем предприятия за счет имущества, передаваемого собственником на праве хозяйственного ведения;

- является единым и неделимым;

- сведения о нем должны быть закреплены в уставе предприятия;

- законодателем устанавливается минимальный размер уставного фонда: для государственных предприятий - не менее чем 5 000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия; для муниципальных - не менее чем 1 000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия. Уменьшение уставного фонда ниже определенного законом минимального размера является основанием для принятия решения о ликвидации или реорганизации предприятия;

- полное формирование уставного фонда является основанием возникновения правоспособности предприятия в полном объеме.

В казенном предприятии уставный фонд не формируется. Такая позиция законодателя обусловлена спецификой ответственности казенного предприятия, по обязательствам которого, в случае недостаточности имущества самого казенного предприятия, отвечает собственник имущества. Учитывая, что основное предназначение уставного фонда заключается в формировании минимального размера имущества, гарантирующего интересы кредиторов предприятия, то в случае с казенными предприятиями необходимость формирования такого фонда отпадает, поскольку интересы кредиторов казенного предприятия гарантированы субсидиарной ответственностью учредителя - собственника имущества.