Понятие о себестоимости транспортной продукции.
Существенное значение в формировании общественных издержек производства играют транспортные издержки. Снижение транспортных издержек – большая государственная задача. Путь к ее решению – рациональное размещение производительных сил, разработка оптимальных схем грузопотоков, исключение встречных перевозок. Объем работы транспорта зависит от выпуска продукции грузообразующих отраслей народного хозяйства. Развитие транспорта оказывает значительное влияние на уровень расширенного воспроизводства и на распределение производительных сил страны. От выбранного вида транспорта для перевозок грузов зависит скорость их доставки, размер издержек, снижение новой стоимости продукта.
Транспортные затраты являются четвертой по величине составляющей стоимости продукции производства (сырье, топливо, заработная плата). На их долю приходится до 15% стоимости продукции у потребителя. Большую роль играет координация работы всех видов транспорта.
Более высокими темпами из всех видов транспорта развивается автомобильный, это неизбежно вызывает и рост транспортных затрат. В связи с особенностями развития и эксплуатации автомобильного транспорта себестоимость единицы транспортной работы на автомобильном транспорте в 20 раз выше, чем на железнодорожном и речном, в 25 раз выше, чем на морском. Этим объясняется и то, что в настоящее время затраты, связанные с автомобильными перевозками в стране, составляет около 65% затрат по всем видам транспорта, в том числе по расходу топлива около 90% и по трудовым ресурсам более 60%. Автомобильный транспорт несет большие затраты, сокращение которых значительно снизит себестоимость перевозок и стоимость общественного продукта.
Себестоимость продукции является частью её стоимости. Между ними имеется количественное и качественное различие. Количественное различие состоит в том, что накопления, создаваемые на предприятии, не включаются в себестоимость продукции, за исключением отчислений на специальное страхование. Качественное отличие состоит в различии между затратами потребленных средств производства и их денежным выражением, зависящее от цен, установленных на средства производства. Кроме того себестоимость продукции включает некоторые элементы издержек обращения, связанных с реализацией продукции, а также непроизводительные расходы и потери (штрафы, пени, неустойки, недостача и порча продукции), которые не уплачивают стоимости продукции.
Себестоимость продукции является нижним пределом ее цены. Осуществляя мероприятия по снижению себестоимости сокращаются не только индивидуальные, но и общественно необходимые затраты на производство продукции. Себестоимость продукции находится в тесной взаимосвязи с таким важным показателем деятельности предприятия как прибыль. Поэтому вопросы мобилизации внутренних резервов, снижения трудовых, материальных и финансовых затрат на автомобильном транспорте стоят особо остро.
В себестоимость включается перенесение на транспортную продукцию затраты прошлого года (амортизация основных фондов, стоимость материалов, запасных частей и других материальных ресурсов) и расходы на оплату вновь затраченного труда работников в виде отчислений на социальное страхование.
На автомобильном транспорте различают себестоимость по видам перевозок и видам деятельности: себестоимость грузовых, автобусных, таксомоторных перевозок, экспедирования, погрузочно-разгрузочных работ.
Денежная форма позволяет выразить в себестоимости продукции, как в обобществленном показателе, различные по своей натуральном форме издержки предприятия. Следует различать среднеотраслевую и индивидуальную себестоимость. В первом случае себестоимость отражает часть общественно необходимых затрат, то есть служит денежным выражением части общественной стоимости. Во втором случае она выражает соответствующую часть индивидуальной стоимости продукции данного предприятия.
Себестоимость продукции предприятия определяется индивидуальными затратами труда в условиях достигнутого на данном предприятии уровня техники и организации производства, в то время как стоимость определяется затратами общественно необходимого труда, т.е. среднеотраслевой себестоимостью.
В себестоимости транспортной продукции как части общественной стоимости на перевозки по аналогии с другими отраслями сферы материального производства выделяют две основные части – стоимость потребленных средств производства и часть вновь созданной стоимости, возмещаемой работниками транспорта в виде заработной платы.
Специфика транспортной продукции обуславливает некоторые особенности расчета себестоимости по сравнению с себестоимостью промышленной продукции. На транспорте отсутствуют затраты на сырье в составе общих затрат. На автомобильном транспорте, как и на других видах транспорта, при определении себестоимости перевозок учитываются только расходы, связанные с перемещением грузов или пассажиров (эксплутационные расходы). Затраты на погрузо-разгрузочные работы, расходы на ремонт и содержание дорог, организацию и обеспечение безопасности движения на них в себестоимости автомобильных перевозок не находят отражения.
Себестоимость выполняет роль важнейшего качественного показателя работы. Таким образом показатель себестоимости продукции в значительной мере выражает результаты всей производственно-хозяйственной деятельности коллектива, образует основу цены любого вида товара, служит одним из основных элементов, определяющих величину прибыли и уровень рентабельности производства – важнейших показателей, по которым сейчас производится оценка деятельности предприятия.