Цены и ценообразование

Под ценой понимают денежное выражение стоимости товаров.

 

Виды цен.

 

Оптовые цены

 

1) Оптовые цена на продукцию промышленности – цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий.

· На оптовые цены предприятия – цены производителей продукции, которые включают в себя фактические затраты на изготовление + планируемая прибыль, которую хочет получить производитель.

· Оптовые (отпускные) цены промышленности – цены, по которым приобретаются товары предприятий + затраты с бытовых организаций + прибыль сбытовых организаций + НДС, акцизы и таможенные пошлины.

2) Розничные цены – цены по которым товары реализуются в розничной торговле

 

 

 

Аукционная цена – цена товаров, реализуемых на аукционах. Она включает в себя:

· Затраты на производство

· Надбавки за уникальные и редкие качества товара

· Количество участников аукционная и их желание приобрести данный вид товара

 

 

Биржевая цена – цена по которой осуществляется оптовая сделка по купле-продаже товаров на бирже. Является разновидностью свободных цен, и может котироваться. Под котировкой понимают – определение типового уровня цен по наиболее характерным сделкам (биржевая цена должна указываться в специальных бюллетенях).

 

Договорная цена – цена по которой осуществляется реализация товаров в соответствии с заключенным договором.

 

Договорные цены могут быть:

 

· Постоянными, то есть неизменяемыми в течении срока действия договора

· Индексированными – изменяться на условиях, согласованными обеими сторонами.

Цена спроса – цена, которую готовы заплатить потребители за данный вид продукции.

 

Цена предложения – цена по которой продавцы и производители готовы продать товар. Как правило цена предложения указывается в оферте – официальное предложение продавца (без скидов).

 

Цена производства – цена, определяемая на основании фактических затрат с добавлением средней прибыли на весь авансированный капитал.

 

Регулируемые цены – цены, устанавливаемые государственными органами власти и местного самоуправления; либо это цены, в отношении которых органы государственной власти устанавливают определенные ограничения.

 

 

Регулируемые цены могут быть:

1) Гарантированные – цены, гарантируемые государством, как правило это цены на товары, сходящие в потребительскую корзину.

2) Рекомендуемые – цены, рекомендуемые государством, но устанавливаемые предприятиями самостоятельно.

3) Лимитные – цены, по которым государство устанавливает лимит роста, выше которых производитель не может устанавливать свои цены.

4) Залоговые – цены, ниже которых предприятия не могут устанавливать свои цены.

5) Пороговые (защитные) – минимальные цены на товары, на которые государство удерживает постоянные цены в течении всего периода.

6) Предельные – цены, выше которых предприятия производители не могут устанавливать цены на свою продукцию.

7) Фиксированные – цены, устанавливаемые на определенном уровне, изменение которых возможно только по решению органа, установившего эти цены.

8) Цены подразделяемые по способу установления и фиксации

· Твердые (постоянные) - цены, которые устанавливаются в момент подписания договора, и не могут изменяться в течении всего срока действия этого договора. «цена твердая, изменению не подлежит» - обязательная запись договора. Они используются:

- В сделках с незамедлительной поставкой

- Сделках осуществляемых в короткий промежуток времени

· Подвижная цена – цена которая является фиксированной в момент заключения договора, но может пересматриваться в дальнейшем. В договоре обязательно делается сноска о возможности повышения или понижения цены. Обычно устанавливаются на сырье, продовольствие и товары поставляемые на основе долгосрочных договоров.

· Скользящая цена – цена устанавливаемая путем пересмотра первоначальной договорной цены, с учетом возможных дополнительных затрат на производство. Устанавливаются на товары с длительным сроком изготовления, на сложное промышленное оборудование и суда.

· Базисная цена – первоначальная цена, применяемая в качестве расчетов на товары, работы, услуги. В дальнейшем может изменяться.

· Публикуемые цены – цены сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации.

1) Справочные – публикуемые в различных печатных изданиях.

· Номинальные (цены применяемые в качестве базы при заключении сделок; биржевая котировальная цена за товар, по которому в день котировки не было заключено сделок)

· Базовые – цены, которые применяются при исчислении процентной ставки за пользование кредитом.

· Цены фактических сделок – цены, которые регулярно не публикуются, а появляются в печати периодически.

· Цены предложения крупных фирм – справочные цены, которые в результате переговоров сторговываются (снижаются).

2) Прейскурантные цены – цены, которые публикуются в специальных прейскурантах, которые представляют собой справочники фирм продавцов.

3) Биржевые котировки - цены, специально организованного рынка массовых, качественно однородных, взаимозаменяемых товаров. Они применяются:

- На С/Х непродовольственное и лесное сырье (хлопок, джут, шелк, шерсть, пиломатериалы, фанеру)

- Торговля цветными и драгоценными металлами

- Нефтепродуктами

- Зерновыми

4) Цены аукционов – цены публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную партию товара (лот), в основном используются:

- На лесную продукцию

- Продукцию С/Х и рыболовства

- При торговле пушно-меховым товаров

- В торговле драгоценными камнями

- При торговле чаем

- Предметами старины и искусства

5) Цены торгов – цены, устанавливаемые при специализированной торговле, либо цены на оказание работ/услуг, указываемые в специальном документе или тендере. Применяются:

- На производстве технически сложной и капиталоемкой продукции (энергетическое, металлургическое машиностроение, подъемно-транспортное, дорожно-строительное, самолеты, суды)

- В строительстве (промышленных предприятий, мостов, Ж/Д и других дорог, трубопроводов, портов и коммунальных сооружений, электростанций)

- При оказании различных инженерно-консультационных услуг.

 

 

Расчетная цена – цена, применяемая в договорах и контрактах на производство нестандартного оборудования, либо на производство товаров/работ/услуг по индивидуальным заказам. Особенность в том, что цены устанавливаются только по окончании работ. А в договоре указывается цены на приблизительно похожие услуги.

 

Постоянная цена – цена, скор действия которой не определен.

 

Сезонная цена – цена, срок действия который определен периодов времени.

 

Ступенчатая цена – ряд последовательно снижающихся или повышающихся цен в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной цене.

 

Внутрифирменные цены – цены применяемые внутри предприятия.

1) Трансфертные цены – цены, устанавливаемые внутри фирмы, при реализации продукции между подразделениями одного предприятия, либо между предприятиями, входящими в одну ассоциацию.

2) Цены определяемые по условиям поставки и продажи

· Цена – нетто – цена устанавливаемая на месте купли-продажи.

· Цена – брутто (фактурная цена) – цена, которая помимо условий куплю-продажи включает в себя косвенные налоги, возможные скидки, виды «франко» с условиями страховки. Франко – цены с условиями доставки. Они подразделяются:

- Оптовая цена франко – станция отправления – цена, которая включает в себя затраты производителя по доставке груза до пункта отправления

- Оптовая цена франко – станция назначения – цена, которая включает в себя затраты производителя по доставке груза до потребителя

· Фактурная цена – счет, выписываемый продавцом на имя покупателя, и удостоверяющий фактическую поставку товара и и их стоимость.

· Единые цены, с включением расходов по доставке – это единые цены внутри предприятия, которые устанавливаются на доставку товара независимо от дальности перевозки.

 

13 цен сгруппированных в базисные категории – ExWorks (франко-предприятие)

 

Первая группа «Э»

 

Включает условия, согласно которым покупатель получает готовый к отправке товар на складе (заводе) продавца. Покупатель несет свои всходы и риски, связанные с доставкой товара от склада продавца до пункта назначения.

 

Группа «Ф» (основной фрахт не оплачен)

 

Цены, которые включают в себя затраты производителя по доставке груза до транспортного средства перевозчика.

 

Три вида цен:

 

ФКА - FCA – Free Carrir (франко-перевозчик)

 

Цены, которые включают в себя все затраты производителя по доставке груза до перевозчика.

 

ФАС – FAC – Free along side

Abort – свободен у борта судна

 

Цены, которые включают в себя все затраты производителя по доставке груза до борта судна-перевозчика.

 

ФОБ – FOB – Free on Board - свободен на борту

 

Цены, которые включают в себя все затраты производителя по погрузке груза на борт перевозчика.

 

Третья группа «С» (основной фрахт оплачен)

 

Цены, которые включают в себя затраты производителя по фрахту или аренде транспортного средства перевозчика.

 

1) CFR – Cost and Freight (стоимость и фрахт) – цена, которая включает в себя все затраты производителя по фрахту или аренде транспортного средства перевозчика.

2) CIF – Carridge Insurance & Freight (стоимость, страхование и фрахт) – цена, включающая все затраты производителя по фрахту транспортного средства перевозчика и страхованию грузов.

3) CPT – Carridge Paid To (фрахт оплачен до….) – цена, которая включает в себя все затраты производителя по фрахту перевозчика до определенного пункта назначения.

4) CIP – Carridge & Insurance Paid to (фрахт и страхование оплачены до…) - цена, которая включает в себя все затраты производителя по фрахту, страхованию и оплаты перевозки до определенного пункта.

 

Четвертая группа «Д» (прибытие)

 

Цены, которые включают в себя все затраты производителя по доставке груза до пункта назначения.

 

1) ДАФ – DAF – Delivered at Frontir (поставка франко-граница) - цена, которая включает в себя все затраты производителя по доставке груза до границы.

2) ДЭС – DES Delivered ex ship (поставка франко-судно) - цена, которая включает в себя все затраты производителя по доставке груза до перевозчика, без уплаты таможенных пошлин.

3) ДЕК – DEQ – Delivered ex Quay (поставка франко-причал) - цена, которая включает в себя все затраты производителя по доставке груза до причала, без уплаты таможенных пошлин.

4) ДДЮ – DDU – Delivered Duty unpaid (поставка без уплаты пошлины) - цена, которая включает в себя все затраты производителя по доставке груза через границу, без уплаты таможенных пошлин.

5) ДДП – DDP – Delivered Duty Paid (поставка с уплатой пошлины) - цена, которая включает в себя все затраты производителя по доставке груза через границу, с уплатой всех таможенных пошлин и сборов.

 

Мировые цены – цены, по которым проводится крупные экспортные и импортные операции, достаточно полно характеризующие состояние международной торговли конкретными товарами.

 

К мировым ценам принято относить.

 

- Цены устанавливаемые странами экспортерами или импортерами

- Биржевые и аукционные цены

- Цены, устанавливаемые ведущими производителями специализирующими на выпуске определенного вида продукции.

 

Мировыми ценами признаются цены, соответствующими следующим условиям:

 

- Это цены крупных экспортных или импортных сделок, устанавливаемые на специализированные международных рынках

- Сделки должны носить регулярный характер

- Сделки должны осуществляться либо в свободно конвертируемой валюте, либо в международных единицах расчета.

 

Ценовая политика

 

Под ценовой политикой понимают механизм или модель принятия решения о поведении предприятия на типовых рынках для достижения максимального объема прибыли.

 

Этапы разработки ценовой политики.

 

 

 

 

Виды ценовых стратегий:

 

Стратегия «снятия сливок» - стратегия, установления максимального размера цены на выпускаемую продукцию.

 

Стратегия проникновения (внедрения) на рынок – установление цены ниже, чем у конкурентов для завоевания определенной доли рынка

 

Стратегия следования за лидером – установление цен на продукцию, аналогично ценам ведущих производителей

Нейтральная стратегия – заключается в установлении цен, исходя из фактических затрат на производство

 

Ц = С + А + Р (С+А)

 

Ц – цена

С – издержки производства

А – административные расходы

Р – средняя норма прибыли на рынке

 

Стратегия установления престижной цены – установление высоких цен на изделие высокого качества, обладающего уникальными свойствами.

 

Стратегия скользящей цены – заключается в установлении повышенных цен, а затем в их постепенном снижении

 

Стратегия гибкой цены (рыночная стратегия) - основана на ценах, которые быстро реагируют на изменение соотношения спроса и предложения на рынке.