Принципы ценообразования.
На транспорте применяют свободное ценообразование. Единственным сектором , где грузовые тарифы контролируются, является перевозка товаров, реализуемых по фиксируемым ценам (хлеб, молоко, продукты питания для школ и детских садов).
Существуют три основных способа установления окончательного тарифа на перевозку:
I способ: Ориентация на себестоимость.
Сущность этого метода заключается в том, что к расчетной себестоимости транспортной услуги добавляется определенная величина прибыли, размер которой устраивает перевозчика. Этот способ применяется как возможная нижняя граница тарифа.
II способ: Ориентация на спрос транспортной услуги.
Здесь учитывается соотношение спроса и предложения. Тариф при этом определяется на основе рыночной информации о конъюнктуре рынка и определяется по формуле:
, где
СОБЩ – общая себестоимость;
С – спрос;
П – предложение.
Недостатком этого метода является то, что он не учитывает эластичности спроса по цене.
Способ применятся на немонополизированном рынке при отсутствии или слабом регулировании государством цен.
III способ: Ориентация на конкурентов.
Этот способ предусматривает учет уровня текущих, сложившихся на рынке цен. Транспортные предприятия устанавливают тарифы ориентируясь на тарифы конкурентов в зависимости от качества своих услуг, своих целевых установок и своего финансового положения.
Тк1, ТК2 - конкуренты.
Такие тарифы могут отличаться как в большую, так и меньшую сторону от тарифов основных конкурентов.
Такой способ ценообразования распространен на насыщенном рынке, когда несколько транспортных предприятий оказывают одинаковые услуги.
Для привлечения и удержания клиентуры, получения преимуществ перед конкурентами транспортное предприятие может использовать систему скидок с разработанных тарифов:
1) скидки потребителю, обеспечивающему обратную загрузку автомобиля;
2) скидка за заключение долгосрочного контракта или за большой объем заказа;
3) скидка за обеспечение высокой степени использования грузоподъемности (по сдельному тарифу);
4) скидка за заказ «не в сезон», то есть периода общего спада данного вида перевозок;
5) скидка за оплату услуг наличными.
Об изменениях тарифа грузоперевозчик обязан оповестить клиента не позднее, чем за 15 дней до введения новых тарифов.
Успех реализации тарифной политики определяется в основном за счет постоянной работы по снижению издержек, что является основой в ценовой борьбе с конкурентами.
ПОЛЯНСКИЙ ОТ 09-11-09