Финансовые ресурсы компании
Перед финансовым директором стоят 2 основные задачи – откуда взять деньги и как их расходовать. Финансовые ресурсы распределяются между основным капиталом и оборотным капиталом. Источники финансирования делятся на:
1) внутренние – компания находит денежные средства в текущей деятельности компании.
· Амортизационный фонд
· Резервный фонд
· Нераспределенная прибыль
2) Внешние – привлекает извне
· ценные бумаги – акции и облигации
· кредиты
· кредиторская задолженность
Кроме внешних и внутренних, делятся на собственные и заемные
Собственные – амортизация, нераспределенная прибыль, акции, резервный фонд
Заемные – все внешние кроме акций. Кредиты, облигации и кредиторская задолженность.
Собственные средства дороже заемных. Собственные требуют больший процент
Амортизация – износ оборудования. Амортизационный фонд идет на любые цели мероприятия, например на инвестирование. 20% налог на прибыль – не является самым большим. Ускоренная амортизация разрешены малым предприятиям и тем, кто осуществляет массовую модернизацию – в два раза ускорить можно.
Резервный фонд – обязателен для создания акционерных обществ и предприятий с иностранным капиталом. Для всех остальных предприятий он носит добровольный характер
Формируется путем ежегодных отчислений размером 5% от чистой прибыли
Направляется на расширение производства. Используется исключительно для покрытия убытков предприятия, для выкупа собственных акций, выплаты дивидендов по ним и погашения облигаций. Хранится в высоколиквидных активах – чтоб можно было быстро вернуть их. Ни на какое расширение производства в России пустить его нельзя. На Украине – резервный фонд четверть уставного капитала, идет на любые цели например на расширение предприятия
Другие фонды предприятие имеет право создавать – социальный фонд в размере 5% от уставного капитала. Его средства используются на решение вопросов укрепления здоровья работников. Жилищный фонд – в размере 2.5% процента. Средства используются на покупку жилья работникам, которые нуждаются. Фонд материального поощрения работников – 2.5%.
Нераспределенная прибыль – если из валовой прибыли отнять налог на прибыль – будет чистая прибыль. Чистая прибыль делится на дивиденды и нераспределенную прибыль. Нераспределенная прибыль направлена развитие фирмы и расширение производства. Менеджеры за то, чтоб нераспределенная была больше, собственники за увеличение дивидендов. Размер дивидендов утверждается на собрании акционеров, совет директоров его предлагают, акционеры могут только уменьшить его.
Ели много выплатить в качестве дивидендов. Если много выплатить – нет средств на развитие, если мало выплатить – никто не вложит. Остаточные роли дивидендов и активные роли дивидендов.