Коммуникативная личность. Требования к качествам коммуникатора. Личность в системе социальной коммуникации
Личность изучают ученые и практики в различных условиях жизнедеятельности: homo sapiens - «человек разумный»; homo politicus - «человек общественный»; как homo consuments - «человек-потребитель»; как homo liber - «человек свободный»; - «человек говорящий». Для раскрытия проблем коммуникации наибольший интерес представляет homo loguens как человек реализующий себя как коммуникативную личность[50][50].
Исходным понятием для изучения коммуникативной личности понятие «личность». Категория «личность» как философское, социологическое, психологическое и лингвистическое понятие раскрывает социально значимые качества индивида. Множественность подходов и многообразие теорий и концепций личности раскрывает сложность проблемы обоснования социально значимых признаков личности. Множество теорий рассматривает личность как специфическое образование. Социологическая концепция личности сформировалась в конке 19 - в начале 20 века. Были разработаны: «теория зеркального Я», ролевая теория, личностные концепции необихевиоризма, теории референтной группы.
Теория зеркального «Я» разрабатывалась американским социологом Ч. Кули (1864-1929). Потенциальная разумная природа индивидуального «Я» по его мнению приобретает социальное качество лишь в коммуникации, межличностном общении внутри первичной группы. «Социальное» на микроуровне сводится к индивидуальному психологическому опыту, а на макроуровне выступает как посредник. Обеспечивающий функционирование человеческой жизни. Функционирование человека в коммуникации подчеркивает ее социальный характер. Американский философ, социолог Дж. Мид рассматривает стадии принятия роли другого, других, обобщенного другого, т. е. стадии превращения физиологического организма в рефлексивное социальное Я. В «простой игровой фазе» индивид усвивает роль одного другого, в «сложной игровой фазе» индивид ассимилирует роли и установки нескольких других, в фазе «обощенного другого» индивид идентифицирует себя со всей общностью. По Миду происхождение Я целиком социально, главная его характеристика - способность становиться объектом для себя самого, что отличает его от неодушевленных предметов и живых организмов. Индивидуальная Я реакция зависит от разнообразия и широты систем коммуникации, в которых Я участвует.
В зависимости от придаваемой роли стадиям процесса формирования личности различаются подходов в исследовании личности. В теории развития познания рассматривается создание познавательных навыков (Ж.Пиаже), в теории нравственного развития - понимание чувств других людей (Л.Колберг), в психоаналитических теориях (З.Фрейд, Э.Эриксон) - преодоление напряженности в сознании собственного «Я»,в теории динамических смысловых систем индивидуального сознания - формирование личностного смысла как осознанного отношения к действительности, индивидуализированного отношения личности к миру[51][51].
Сторонники ролевой теории считали, что личность - есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе. Американский психиатр, социальный психолог Я. Морено (1892-1974) разработал систему методов выявления и количественного измерения эмоциональных, межличностных взаимоотношений людей в малых группах. Американский социолог-теоретик Т. Парсонс (1902-1979) приходит к пониманию человеческого действия как саморегулирующейся системы, специфику которой, в отличие от системы физического и биологического действия, усматривает в символичности (наличии символических механизмов регуляции - язык, ценности и пр.), в нормативности (зависимость индивидуального действия от общепринятых ценностей и норм), волюнтаристичности, (иррациональности и независимости от условий среды).
Личностные концепции необихевиоризма рассматривали действие личности как совокупность социально приемлемых ответов на социальные стимулы. Американский социопсихолог Г. Хаймен рассматривал действия личности в зависимости от социальной группы, на которую индивид ориентирует свое поведение. В качестве таких референтных групп он рассматривал семью и другие социальные группы. Компаративная референтная группа представляет собой стандарт, с помощью которого индивид оценивает себя и других. Нормативная референтная группа играет регулятивную роль по отношению к индивиду.