Эластичность предложения и фактор времени

Производители, как и покупатели, тоже реагируют на изме­нение рыночной цены на свою продукцию. Но если при повы­шении цены покупатель, как правило, уменьшает величину спроса, то производитель, заметив, что товар раскупается по бо­лее высокой цене, чем ожидалось, станет расширять предложе­ние, и наоборот. В микроэкономике такая реакция предло­жения на изменение рыночной цены товара называется эластич­ностью предложения по цене.

Производитель при повышении цены на свою про­дукцию стремится расширить объем продаж потому, что издержки (затраты) производителя на еди­ницу выпуска при изменении цены товара остаются на прежнем уровне. Следовательно, при подорожании товара увеличивается разница между рыночной ценой товара (доходом производителя) и издержками производителя, т. е. увеличивается прибыль.

Поэтому, когда на рынке складывается более высокая цена, именно возможность увеличить прибыль стимулирует фирму к расширению предложения.

Однако реакция производителя на изменение рыночной це­ны (эластичность предложения) зависит от фактора времени.Чем большим периодом времени располагает производитель, тем боль­ше возможность маневрировать объемами производства и изме­нять величину предложения. Для рас­ширения предложения фирме необходимо либо распродать нако­пившиеся товарные запасы, либо выпустить дополнительную продукцию, на что требуется отрезок времени, равный по продол­жительности производственному циклу того или иного товара.

В связи с этим микроэкономика рассматривает три случая эластичности предложения фирмы — мгновенная, крат­косрочная и долгосрочная реакции на изменение рыночной цены товара.

В первом случае производитель не мо­жет мгновенно отреагировать на повышение рыночной цены и увеличить объем запланированной поставки товара на рынок. Поэтому сразу (мгновенно) объем продаж не расширится в ответ на благоприятное изменение рыночной конъюнктуры. Значит, при мгновенной реакциивеличина предложения остается на прежнем уровне.

В случае эластичности предложения в краткосрочном пе­риоде, производитель уже располагает не­большим отрезком времени для подстройки под новую ситуа­цию. При повышении цены на рынок могут быть выпущены то­варные запасы или расширен выпуск путем увеличения загрузки уже имеющихся мощностей (станков, оборудования). Тогда предложение сможет отреагировать небольшим расшире­нием в ответ на повышение цены.

Таким образом, в краткосрочном периодефирмы располагают некоторым временем, чтобы увеличить выпуск, но в рамках своих производственных возможностей, т.е. обладают большей эла­стичностью по цене по сравнению с мгновенной ситуацией.

В долгосрочном периоде предложение обладает еще более высокой эластичностью по цене. Так, производители при росте спроса, а, следовательно, и цены на их продукцию, бу­дут наращивать свои производственные мощности, расширять рамки производственных возможностей своих фирм, значитель­но увеличив объем выпуска.

Более того, ценовой сигнал, распространяя информацию о повышении среднеотраслевой прибыли, привлекает в отрасль но­вых производителей, и объем выпуска увеличивается еще больше. Все это делает высокой эластичность общеотраслевого предложе­ния по цене на конкурентном рынке. Поэтому в долгосрочном периоде небольшому увеличению спроса соответствует значи­тельное расширение предложения.