Героический эпос
На рубеже XI-XII вв. получила признание письменная литература на народных языках. Это - время глубоких изменений в духовной культуре Европы. Впервые были сделаны записи средневекового эпоса, героических песен и сказаний. Они занимали значительное место в культуре феодального средневековья. Были сказания, воспевающие подвиги героев, важнейшие реальные события, происходившие в стране и повлиявшие на судьбу народа, а также сказания, в основу которых легли народные легенды, близкие к сказкам, к фольклору.
Наиболее ранними произведениями такого рода являются «chansons de gestes», что в переводе с французского означает «песни о деяниях» или «песни о подвигах». Исполнителями этих песен-поэм, а нередко и сочинителями были жонглеры, странствующие певцы и музыканты. Во Франции величайшим литературным памятником той эпохи является «Песнь о Роланде».
Поводом для создания эпической поэмы послужили далекие события 778 г., когда Карл Великий вмешался в междоусобные распри мусульманской Испании. Взяв несколько городов, Карл осадил Сарагосу, однако через несколько недель из-за осложнений в собственной империи вынужден был снять осаду и вернуться за Пиренеи. Баски при поддержке мавров напали в Ронсевальском ущелье на арьергард Карла и перебили отступающих франков, среди которых погиб и племянник короля Роланд.
Поздняя средневековая легенда представила Роланда как идеального рыцаря, патриота и правдолюбца, защитника христиан от сарацин (неверных), главное же - беспредельно преданным своему долгу, который понимается им как верность королю Карлу. Содержание поэмы передает в основном реальные события, но в то же время в «Песне о Роланде» есть и чудесное, например волшебный меч Дюрандаль, рог Олифант, звук которого был слышен за тридцать миль. В жестокой битве в узком Ронсевальском ущелье Роланд и его друг Оливье совершают с маленьким отрядом необычные подвиги: пять французов побивают четыре тысячи язычников.
Личность Роланда стала весьма популярной, ему было посвящено не одно предание. Вероятно, в результате их переработки и появилось в XII в. это великое произведение как отражение патриотических настроений французов, вызванных расширением и усилением французского королевства в те годы.
«Песнь о Роланде» как бы суммировала собой цикл эпических поэм, посвященных Карлу Великому и его пэрам. Но были и другие циклы, например воспевающие доблесть мужественного рыцаря Гилъома д'Оранжа, состоящего на службе у слабого и неблагодарного короля Людовика Благочестивого, бездарного сына Карла Великого, время правления которого вошло в историю Франции как время усиления феодальных междоусобиц. В поэмах «Коронование Людовика», «Взятие Оранжа», «Подвиги Гилъома», «Нимская телега» отражены не столько факты, сколько общие печальные настроения создателей поэм, хотя Гильом - лицо историческое, ставший графом Тулузским при Карле Великом и наставником его сына. В поэмах создан образ совершенного вассала, бескорыстного в служении родине и сюзерену. Гильом расстраивает козни феодалов, карает изменников, побеждает врагов Франции, коронует в Риме Людовика императором, а главное - все свои владения приобретает только силой собственной руки, а не монаршей милостью. В «Нимской телеге» рассказывается о том, как Людовик, награждая своих вассалов, забывает о Гильоме. Пытаясь задобрить разгневанного вассала, Людовик предлагает ему четверть Франции, но тот отказывается и просит находящиеся под властью сарацин Оранж и Ним, которые он собирается освободить. Неприступный Ним он берет хитростью, переодевшись торговцем и ввезя на рыночную площадь огромную бочку, в которой спрятаны воины; ночью они открывают его войску городские ворота. Не сравнимые по своему значению с «Песней о Роланде», поэмы о Гильоме тем не менее интересны и как литературный памятник, и как поэтическое свидетельство времени.
Бретонские (Бретань - область во Франции) и кельтские сказания - о короле бриттов Артуре и рыцарях Круглого стола, а также сказания о поисках святого Грааля, чаши, в которую, по преданию, была собрана кровь Спасителя при положении его тела в гроб. Эта чаша, как гласит легенда, обладает чудотворной силой и доставляет блаженство тому, кто удостоится ее видеть. Только рыцарь непобедимой храбрости и лишенный всяких пороков может проникнуть в неприступный замок, где хранится чаша. Самая знаменитая поэма этого цикла воспевает подвиги рыцаря Парцифаля.
В Германии знаменитая эпопея «Песнь о нибелунгах» явилась результатом переработки материала германских героических песен и сказаний о гибели в V в. бургундского королевства и смерти короля гуннов Аттилы (в эпосе - Этцеля). Причем в немецком эпосе исторические события и судьба государства рисуются в виде столкновения отдельных героев, поведение которых определено отношениями вассальной верности или кровной вражды. Бургундская держава целиком сосредоточена в лице короля Гунтера и его братьев, а гибель королевства состоит в истреблении его властителей и войска. Точно так же гунны - это, прежде всего Этцель. Вместе с тем, несмотря на то, что подлинные события истории бургундов искажены в «Песни о нибелунгах» до неузнаваемости, поэтическое сознание средневековья возводит столкновение индивидов в ранг исторической достоверности.
В самых общих чертах сюжет сводится к тому, что в стране бургундов, или нибелунгов (от nebel - туман), появляется прославленный герой Зигфрид нидерландский и влюбляется в сестру бургундского короля Гунтера Кримхильду. Сам король, намеревающийся вступить в брак с исландской королевой Брюнхильдой, просит Зигфрида о помощи, ибо условием сватовства является совершение богатырского подвига. Зигфрид, укрывшись под плащом-невидимкой, помогает Гунтеру выполнить условие Брюнхильды. Спустя годы Гунтер приглашает Зигфрида с супругой на блестящий турнир в Вормс, и здесь во время перепалки королев - чей муж доблестнее? - раскрывается обман. По приказу оскорбленной Брюнхильды и с молчаливого согласия бургундских королей вассал Гунтера предательски умерщвляет героя на охоте и скрывает в водах Рейна похищенный у Зигфрида золотой клад, некогда отвоеванный им у сказочных нибелунгов. Спустя тринадцать лет вдова Зигфрида Кримхильда выходит замуж за короля гуннов Этцеля (Аттилу) и добивается приезда братьев к ним в гости, с Рейна на Дунай. Сразу же по приезде вспыхивает ссора, перерастающая во всеобщую резню, в которой погибают все, за исключением стенающего от горя Этцеля и готского короля Дитриха (Теодориха Великого).
В «Песни о нибелунгах» подробно обрисованы придворный досуг и рыцарские турниры, пиры, сцены охоты, путешествия в дальние страны и другие стороны пышной придворной жизни. Битвы и поединки героев также даны во всех деталях. Необычайно красочно описаны богатое оружие героев, щедрые подарки правителей, драгоценное одеяние, сочетающее красные, золотые, белые цвета и живо напоминающее средневековую книжную миниатюру. Вместе с тем реальные бытовые картины перемежаются с вымышленными ситуациями (борьба Зигфрида с драконом, отвоевание им клада у нибелунгов) или даже логическими несообразностями (переправа огромного войска в одной лодке, успешное отражение двумя героями целого полчища гуннов, схватка сотни тысяч воинов в пиршественном зале Этцеля и т.д.).
Немецкий героический эпос отражал, прежде всего, идеалы феодального общества: идеал вассальной верности сюзерену, идеал щедрого вознаграждения за верную службу, идеал рыцарского служения даме, идеал великодушного правления. Однако основной темой эпопеи является ее трагический исход, обозначенный уже в первой строфе:
Полны чудес сказанья давно минувших дней
Про громкие деянья былых богатырей.
Про их пиры, забавы, несчастие и горе
И распри их кровавые услышите вы вскоре.
Блеск и радость непременно сменяются страданием и смертью, а герои постоянно оказываются в ситуациях, когда следование кодексу рыцарской чести влечет их к гибели. Всякая радость завершается горем, - этой мыслью пронизана вся эпопея.