Порядок создания и ликвидации свободных экономических зон. Органы управления СЭЗ
Свободные экономические зоны создаются по инициативе местных исполнительных и распорядительных органов, которые вносят соответствующие предложения с приложением необходимых документов в Совет министров Республики Беларусь. После изучения предоставленных материалов, в том числе технико-экономического обоснования необходимости создания СЭЗ и возможности ее существования на основе анализа социальных, экологических и экономических условий на соответствующей территории, ее обеспеченности материальными и трудовыми ресурсами, научными и другими квалифицированными кадрами, коммуникациями, а также обоснования функционального типа СЭЗ и предлагаемого правового режима в ней, Совет министров дает свое заключение о целесообразности создания СЭЗ и передает все материалы на рассмотрение Президента. Решение о создании СЭЗ принимается Президентом в форме указа, в соответствии с которым Правительство утверждает положение о СЭЗ.
В положении о СЭЗ указываются ее название, срок, на который она создается, цели создания и задачи СЭЗ, особенности правового режима, компетенция органов управления и контроля, порядок их взаимоотношений с другими государственными органами и субъектами хозяйствования, которые действуют в СЭЗ.
На территории СЭЗ действует администрация СЭЗ, являющаяся юридическим лицом. Ее правовой статус определяется положением об администрации СЭЗ. В своей деятельности администрация СЭЗ подотчетна Правительству.
При необходимости допускается создание общей администрации для нескольких СЭЗ.
В соответствии с Законом администрация СЭЗ имеет широкий перечень прав и обязанностей, в том числе в пределах своей компетенции она осуществляет государственную регистрацию всех субъектов хозяйствования в СЭЗ, за исключением банков и страховых организаций, изымает и предоставляет земельные участки, находящиеся в границах СЭЗ, передает их в аренду резидентам СЭЗ, определяет размер арендной платы за землю, природные ресурсы, а также помещения, здания и сооружения, распределяет и контролирует расходование средств на развитие инфраструктуры СЭЗ и охрану окружающей среды и т.д.
Администрация СЭЗ обязана совместно с органами местного управления и самоуправления организовывать работу по развитию СЭЗ, контролировать соблюдение резидентами СЭЗ положения о СЭЗ, договора об условиях деятельности в СЭЗ, законодательства Республики Беларусь и т.д.
Руководство деятельностью администрации осуществляется главой администрации СЭЗ, который назначается и освобождается от должности Советом Министров по представлению местных исполнительных и распорядительных органов.
Вопрос о соотношении компетенции администрации СЭЗ и полномочий органов местного управления и самоуправления соответствующих административно - территориальных единиц, также рассмотрен законодательством. Установлено, что органы местного управления и самоуправления на территории СЭЗ осуществляют свои конституционные полномочия в полном объеме и осуществляют другие предусмотренные законодательством полномочия, за исключением случаев, когда такие полномочия в соответствии с законом о СЭЗ и положением об администрации осуществляются администрацией СЭЗ. Кроме того, они могут делегировать администрации СЭЗ свои отдельные полномочия на весь срок ее деятельности или на менее длительное время.
Каждая свободная экономическая зона имеет самостоятельный бюджет. Администрация СЭЗ ежегодно разрабатывает проект бюджета СЭЗ на соответствующий финансовый год и представляет Совету Министров для включения его в проект Закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.
Ликвидация свободных экономических зон производится по окончании срока, на который они была созданы, если он не будет продлен указом Президента. Кроме того, по решению Президента СЭЗ может быть ликвидирована и до окончания этого срока СЭЗ в случаях, если:
1. цели создания СЭЗ оказались недостигнутыми;
2. дальнейшее существование СЭЗ противоречит экономическим и другим государственным интересам Республики Беларусь.
Порядок ликвидации СЭЗ утверждается Правительством. Для решения имущественных и других вопросов, связанных с ликвидацией, урегулирования отношений между органами управления, субъектами хозяйствования и другими юридическими и физическими лицами Советом Министров создается ликвидационная комиссия.
Законом «О свободных экономических зонах» установлено, что субъекты хозяйствования, действовавшие в СЭЗ на момент ее ликвидации, могут прекратить свою деятельность или продолжить ее на общих основаниях без дополнительной регистрации (перерегистрации) в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь. При этом они имеют преимущественное право и предусмотренные законодательством льготы на получение статуса резидента другой СЭЗ на территории Республики Беларусь.