Профессиограмма менеджера по персоналу, представленная в научной литературе
I. Общие сведения о профессии.
В переводе с английского слово manager означает – «руководитель», «заведующий», «директор», «управляющий». Последние несколько лет ознаменовались высоким ростом предпринимательства в нашей стране, и из класса предпринимателей возник особый класс менеджеров и управляющих, приобретающий все большую популярность. Но в целом менеджеры существовали всегда, как всегда существовали руководители предприятий, компаний, организаций. Менеджер – это управленец, который в отличие от предпринимателя довольно жестко ограничен в своей деятельности набором норм, правил и традиций, свойственных для любой организации.
Название профессии менеджер по персоналу обсуждается с начала 90-х гг. прошлого столетия, когда казалось, что старое наименование (начальник отдела кадров или инспектор) должно «уйти», а новое (HR, менеджер по персоналу и т.п.) – утвердиться, поскольку HR-деятельность «поглотила» административно- кадровую работу вместе с кадровым документооборотом.
Большинство руководителей различных крупных предприятий и клиентов со стороны обращают внимание на то, как ведется работа с персоналом на других предприятиях. Наличие данного менеджера говорит о том, что руководитель заботится о своем коллективе.
Структура организации, её интересы, связи в первую очередь передаются через специалиста по персоналу, который встречает, адаптирует сотрудников и взаимодействует с ними. От его деятельности зависит успех компании.
II. Характеристика труда – содержание и основные операции (действия):
– участие в работе по управлению персоналом предприятия;
– планирование потребности в персонале в соответствии с перспективами и направлениями развития предприятия;
– организация работ по поиску и привлечению сторонних специалистов для обеспечения жизнедеятельности компании;
– профессиональный отбор среди претендентов на вакансию, диагностика профессионально-важных качеств, работа с базой данных кандидатов;
– ведение телефонных переговоров и собеседований с претендентами на вакантные должности;
– проведение адаптации новых сотрудников: знакомство с предприятием, правилами внутреннего трудового распорядка, нормативными правилами и ценностями предприятия;
– внесение предложений по мотивации и стимулированию сотрудников;
– осуществление кадрового учета и ведение кадрового делопроизводства на предприятии в соответствии с требованиями законов и государственных стандартов;
–оформление приема, перевода, увольнения сотрудников предприятия в соответствии с трудовым законодательством,
положениями, инструкциями, приказами, принятыми на предприятии;
– формирование и ведение личных дел сотрудников, своевременное внесение в них необходимых изменений, ведение архива личных дел;
– подготовка необходимых материалов для аттестационной комиссии;
– изучение движения и причин текучести кадров, принятие участия в разработке и осуществлении мероприятий по их устранению;
– заполнение, учет и хранение трудовых книжек, подсчет трудового стажа;
– выдача справки о настоящей и прошлой трудовой деятельности сотрудников предприятия;
– осуществление воинского учета призывников и военнослужащих запаса, работающих на предприятии;
– предоставление персональных данных в бухгалтерию для внебюджетных фондов и налоговой инспекции;
– разработка плана обучения, переподготовки и повышения квалификации сотрудников;
– учет предоставления отпусков работникам, осуществление контроля за составлением и соблюдением графиков очередных отпусков;
– контроль состояния трудовой дисциплины в подразделениях предприятия и за соблюдением сотрудниками правил внутреннего трудового распорядка;
– осуществление оперативной связи с организациями и отдельными гражданами по вопросам кадровой деятельности предприятия;
– обеспечение составления установленной отчетности о работе с кадрами.
III. Условия труда.
Работа в офисе общей площадью 3 кв. метра. Менеджеру по персоналу предоставляется отдельный стол и стул, компьютер, ксерокс, принтер, телефон.
Разрешается пользоваться библиотекой. Восьми часовой рабочий день, часовой перерыв для отдыха и питания. Работа противопоказана людям, страдающим заболеваниями опорно- двигательного аппарата, хроническими инфекционными заболеваниями, кожной аллергией, экземой кистей рук, эпилепсией, резко выраженными неврозами, снижением слуха и дефектами речи, болезнями сердечно-сосудистой системы.
IV. Психограмма
1. Личностные качества:
2. Моральные:
– доброжелательность;
– эмоциональная устойчивость;
– внимательность;
– честность;
– хорошая память;
– справедливость;
– воспитанность;
– скромность;
– высокий уровень самоконтроля;
– способность убеждать собеседника;
– позитивное, оптимистическое мышление.
3. Деловые:
–исполнительность;
–предприимчивость;
– трудолюбие;
– целеустремленность;
– организованность;
– дипломатичность;
– дисциплинированность.
4. Профессионально-важные качества:
– нацеленность на результат;
– высокая самоорганизованность;
– умение эффективно планировать время и другие ресурсы;
– общительность;
– находчивость;
– выдержка;
– умение «говорить на одном языке» с представителями разных профессий, возрастных категорий;
– беспристрастность;
– умение говорить «нет»;
– способность воспринимать критику;
– способность к эмпатии (сопереживанию);
– способность к влиянию;
– профессиональная компетентность;
– интеллектуальные способности.
V. Знания, умения, навыки
– законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия по управлению персоналом;
– законодательство о труде;
– основы рыночной экономики, предпринимательства и ведения бизнеса;
– конъюнктуру рынка рабочей силы и образовательных услуг;
– современные концепции управления персоналом;
– основы трудовой мотивации и системы оценки персонала;
– формы и методы обучения и повышения квалификации кадров;
– порядок разработки трудовых договоров (контрактов);
– методы и организацию менеджмента;
– структуру управления предприятия и их кадровый состав;
– основы общей и социальной психологии труда;
– этику делового общения;
– отечественный и зарубежный опыт в области управления персоналом;
– основы организации делопроизводства;
– методы обработки информации с применением современных технических средств, коммуникаций и связи, вычислительной техники;
– правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
Профессиональные знания в области: социологии, экономики, управления, организации, коммерции, иностранного языка, маркетинга, торговли. Для работы с кадрами необходимы знания в области права и психологии. Менеджер по персоналу должен уметь работать по следующим направлениям HR-менеджмента: кадровое делопроизводство и кадровое право; планирование персонала и кадровый анализ; поиск и подбор персонала; адаптация персонала; стимулирование и оплата труда; трудовая мотивация персонала; оценка и аттестация персонала; обучение и развитие персонала; корпоративная культура организации; высвобождение персонала; разрешение конфликтов.
Профессиональные умения: работа с людьми, телефонные переговоры, договорная работа, компьютер, разработка программ, коммерческие операции, умение доводить порученное дело до конца, умение видеть перспективу.
VI. Сведения о профессиональной подготовке.
Чаще всего менеджерами по персоналу становятся психологи, выпускники кафедры по управлению персоналом, менеджмента, педагоги, выпускники экономических, юридических и реже технических вузов.
На должность менеджера по персоналу назначается лицо, имеющее высшее образование и стаж работы по специальности на должностях по управлению персоналом не менее 2 лет.
Таким образом, профессиограмма – это документ, который содержит комплексное, систематизированное и всестороннее описание объективных характеристик профессии и совокупность ее требований к индивидуально-психологическим особенностям человека. Оценка работников при использовании профессиограмм позволяет сравнивать качества работников, выявлять их сильные и слабые стороны.