Стадии развития конфликта
Конфликт следует рассматривать прежде всего в динамике, т.е. учитывать его генезис, стадии развития. В развитии конфликта выделяется предконфликтная, конфликтная и послеконфликгная стадии (ситуации).
Предконфликтная стадия — степень неудовлетворённости людей в коллективе находится в интервале от 40 до 70%. Данное состояние характеризуется достаточно высокой степенью социального напряжения. Появление лидера и переход к повышенному эмоциональному состоянию приводит к конфликтной ситуации в коллективе. Следовательно, появление неформального лидера всегда должно настораживать менеджера.
Конфликтная стадия — степень неудовлетворённости работников находится в интервале от 70 до 100%. Данное состояние характеризуется наивысшей степенью социального напряжения. Коллектив организованно выступает со своими требованиями, существует лидер или инициативная группа. Выход из сложнейшей ситуации — принятие выдвигаемых требований, диалог с лидером или инициативной группой. Такое положение продолжается в пределах от 2 до 5 дней и переходит на более низкий уровень эмоций и в диалоговые формы отношений.