Социология в системе общественных и гуманитарных наук

До недавнего времени самостоятельное место социо­логии среди других наук было очень спорным. Некоторые ученые считали, что социология это простая сумма дости­жений других (конкретных) наук, которые накапливают свой материал с помощью наблюдения фактов реальной жизни. В данном случае социология не считалась само­стоятельной научной дисциплиной.

Делались также различные попытки отождествить со­циологию с какой-либо другой общественной наукой (ис­тория, право, биология и т.д.). В результате чего возникли и существуют до настоящего времени различные школы и направления в социологии, которые связывают существо­вание социологии с разработкой какой-то определенной области человеческой деятельности или какого-то факто­ра общественного бытия, признаваемого решающим и определяющим для всего дальнейшего развития.

Данный взгляд возник на начальном этапе развития социологии и имел определенные объективные основа­ния. Главным при этом было общее состояние всех наук об обществе. В это время они переживали переходный период в своем развитии. Ведь уже О.Конт рассматривал прогресс человечества как развитие знания, который про­ходит три этапа: от теологических систем к метафизичес­ким, а от них к позитивному (т.е. реальному, подлинно научному) знанию. Основы социологии закладывались как раз в период перехода от метафизики к позитивизму, что сопровождалось существенной трансформацией мето­дологических основ общественных наук. Наука отказа­лась от поддерживаемых всей предшествующей философ­ской мыслью, в первую очередь классической немецкой философией, цельных метафизических систем, а в связи с этим и от единого общего взгляда на мироздание. А новое целостное представление об обществе как единой системе со свойственными ей отношениями и противоречиями еще не было разработано. Поэтому социология, выступая «позитивной» наукой, могла только декларировать созда­ние нового общего взгляда на мироздание и реально изучать могла только отдельные факторы, социальные учреждения и структуры, как происходит взаимовлияние между ними.

В настоящее время социология занимает особое место в системе общественных и гуманитарных наук. Это обу­словлено рядом следующих причин:

Во-Первых, социология — это наука об обществе, ко­торая изучает законы его функционирования и развития. В отличие от истории, изучающей то, что повторить нель­зя и нельзя экспериментально проверить, социология в основном изучает повторяющиеся циклы деятельности общества.

Во-вторых, социология выступает в качестве теории и методологии для всех общественных и гуманитарных наук, благодаря обшей теоретической социологии, кото­рая является одним из трех уровней социологии.

В-третьих, социология разрабатывает технику и мето­дику изучения человека и его деятельности, методы соци­ального измерения и т.п., которые необходимы и исполь­зуются всеми другими общественными и гуманитарными науками для получения наиболее достоверной информа­ции об интересующем их социальном явлении или про­цессе.

В-четвертых, в настоящее время проводится целая система исследований на стыке социологии с другими науками, которые получили название социальных иссле­дований (социально-экономические, социально-демогра­фические, социально-политические и др.) [251. С.44].

Интересен пример, данный П.А.Сорокиным при опре­делении понятия социологии, что если имеется «n» раз­ных объектов изучения, то их будет изучать «n» частных наук, к которым присоединится «n+1» наука — социоло­гия, которая будет изучать то общее, что присуще всем этим объектам [240. Т. 1. С.87-88]. Социология имеет большое значение для других наук, так как она дает научно обоснованную теорию об обществе и его структу­рах, а также помогает им уяснить законы и закономернос­ти взаимодействия его различных структур. Можно срав­нить положение социологии по отношению к специаль­ным общественным дисциплинам (и общественным наукам), как положение общей биологии по отношению к физиологии, анатомии, морфологии и другим специальным биологическим отраслям знания; химии — по отношению к органической химии, неорганической химии и т.п.

В то же время в системе общественных наук есть ряд дисциплин, связь социологии с которыми наиболее тес­ная и даже взаимно необходимая. Рассмотрим, как проис­ходит взаимодействие социологии с некоторыми науками и в чем заключается их различие.

Философия. Социология, как и ряд других наук, вышла из философии. Длительный период времени соци­ологическое знание накапливалось в недрах философии. И даже после того, как О.Конт отделил социологию от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия все равно продолжает играть заметную роль в социологическом знании.

При исследовании ряда ключевых проблем общест­венной жизни теоретическая социология тесно перепле­тается с социальной философией, так как многие положе­ния и выводы второй оказываются органично включен­ными в первую. Но нельзя полностью отождествлять социологию с социальной философией, ибо это ставит под вопрос само существование социологической науки. Социальная философия — это раздел философии, зани­мающийся осмыслением качественного своеобразия об­щества в его отличие от природы. Данная наука анализи­рует такие проблемы, как смысл и цели существования общества, генезис и перспективы, направленность разви­тия общества и т.д. Она исследует общественную жизнь прежде всего под углом зрения решения мировоззренчес­ких проблем, при этом центральное место среди них занимают смысложизненные проблемы.

Социология не является философской наукой и поэ­тому изучает законы меньшей степени общности, чем социальная философия. Социальная философия, осу­ществляя анализ развития общества, опирается на обще­философские законы, Т.е. законы, действующие и в при­роде, и в обществе, и в человеческом мышлении. Приме­ры законов социальной философии — законы соотношения общественного бытия и общественного со­знания, законы, характеризующие источник самодвиже­ния общественной жизни. В них находит отражение спе­цифика социальной формы движения реальной действи­тельности по сравнению с природой. Но для получения исчерпывающего знания об обществе этого недостаточно. Ведь обществу присущи и свои собственные, специфи­ческие связи и взаимодействия, стороны, свойства, кото­рые отражаются законами, категориями и понятиями, не сводимыми только к специфическому проявлению обще­философских законов, категорий и понятий в обществен­ной жизни. Изучением этого и занимается социология.

Общим для социологии и социальной философии яв­ляется то, что они рассматривают общество в целом, в его системности, в качестве такого интегрального образова­ния, которое не сводится к простой сумме входящих в него единиц.

Таким образом, можно отметить, что социальная фи­лософия выступает как общетеоретическая и методологи­ческая основа социологии, так как знание законов и категорий более общего порядка всегда является необхо­димым предварительным условием правильного подхода к изучению законов и категорий менее общего порядка.

Для философии исходный пункт исследования — это человек, а для социологии — общество. Это не означает, что социология уходит от человека, общество в данном случае такой исходный пункт, за которым стоит весь мир человека: его действия, социальные группы, социальные институты, социальные процессы, которые в конечном итоге приводят к человеку с его потребностями и интере­сами. Если философия изучает сущность человека, лич­ности, то социология — личность как социальный тип.

Целью для философии выступает выработка мировоз­зрения, процесс формирования, утверждения и ниспро­вержения которой может длиться в течение целой эпохи или формации, а для социологии — получение достовер­ной, истинной картины современного мира и решение конкретных общественных проблем своего времени.

Если философия решает общественные проблемы умозрительно, руководствуясь определенными установка­ми, развитие которых происходит на основе цепи логи­ческих размышлений, то социология старается решать общественные проблемы на основе научных методов по­знания действительности. О том, что общественная жизнь должна изучаться не умозрительно, а на основе методов эмпирической (опытной) науки, в свое время говорил еще О.Конт.

Философия использует, например, диалектико-материалистический метод (это свойственно для сторонников марксизма) и исторический подход. Социология выраба­тывает свой социологический подход — системный, раз­личные методы: структурно-функциональный, сравни­тельно-типологический, типологический, интерпретации, социометрии и моделирования.

Философия и социология — это две самостоятельные социальные науки, которые находятся в отношении диа­лектического взаимодействия и тождества основополага­ющих принципов понимания мира, а не включение одно­го в другое, и тем более отношение части и целого, или субординации.

В то же время в основе многих понятий социологии лежат категории, законы и принципы философии. Они являются продолжением и конкретизацией философских категорий, например: социальная общность, социальная структура, социальное взаимодействие, социализация, со­циальный контроль, социальные институты и др.

Но, как уже говорилось, неправомерно будет сводить предмет и категориальный фонд социологии к социаль­ной философии, так как для социологии характерно рас­смотрение общества в более специфических понятиях, чем философские абстракции. Также для социологии очень важно, чтобы их можно было соотнести с эмпири­чески проверяемыми фактами. Ярким подтверждением этому является отмеченное выше высказывание В.А.Ядова: «Основные понятия макросоциологической теории, в отличие от философских категорий, — не мате­рия и сознание, но социальная структура и социальные институты, культура, социальная организация; не чело­век, но личность как социальный тип и процессы социа­лизации индивидов; не социальные отношения в их сущностной глубинной основе, но скорее социальное взаимо­действие и социальные взаимосвязи, в основе которых — глубинные социальные отношения, непосредственно эм­пирически не схватываемые, Т.к. они представляют до­статочно глубокую философскую абстракцию. Еще более конкретизированы понятия частносоциологических тео­рий: ролевого поведения личности, форм социальной ор­ганизации и др.» 1320. С.11]. Из этого становится ясно, что философия не в состоянии непосредственно перера­батывать данные общественной жизни, только социоло­гии под силу осуществить эту задачу, используя свои соответствующие уровни. Только с помощью социологии можно решать проблему человека конкретно-историчес­ки, а не абстрактно. Несмотря на трудности становления социологии, она является наиболее развитой областью общественного знания, которая позволяет получить це­лостную картину отношения человека к миру.

История. Социология, как и история, имеет объектом и предметом своего исследования общество и его законо­мерности в их конкретных проявлениях. Они обе воспро­изводят социальную действительность в единстве необхо­димого и случайного. Так или иначе, каждая из них базирует свое знание на исследовании конкретных фактов

общественной жизни. Между данными науками сущест­вует множество точек соприкосновения и взаимодейст­вия, несмотря на это, существуют и различия. Если исто­рия пытается реконструировать прошлую деятельность людей, обращая главное внимание на ее неповторимость и индивидуальность, то для социологии важнее социаль­но типичное, процесс превращения единичного в особое и всеобщее. Если история преимущественно воспроизво­дит (описывает и объясняет) социальный процесс post factum, то социология — in factum, Т.е. она способна лучше, адекватнее выявить законы функционирования уже сложившейся социальной системы. Если историчес­кая наука изучает только то, что свершилось и вошло в историю, то социология основное внимание направляет на современность, занимаясь при этом социальным пла­нированием и прогнозированием.

Хотя знания о прошлом очень важны, но они не в состоянии полностью объяснить настоящее и тем более помочь предвидеть будущее. Современность всегда отли­чается от прошлого. То, что раньше было целью и резуль­татом, в настоящее время превращается в предпосылки, условия и средства для новой деятельности. А задача социологии и состоит в том, чтобы зафиксировать это новое на уровне социально типичного.

В отличие от истории, которая изучает все сферы, стороны, формы проявления общественной жизни, соци­ология изучает в обществе только «социальное». Поэтому объект социологии уже объекта истории.

Социологические выводы и положения непосредст­венно опираются на обобщение исторического опыта и исторических фактов. Развитие исторических исследова­ний является необходимым условием, важной предпосыл­кой для новых достижений в социологии и недопущения в ней излишней абстрактности, отрыва от реальной дей­ствительности. Но вместе с тем расширение и углубление социологических исследований дает возможность истори­кам преодолевать описательно-фактологический подход при отражении исторического процесса, осуществлять более глубокий его анализ, поднимаясь до широких исто­рических обобщений. Таким образом, социология вместе с социальной философией выступает как общетеорети­ческая и методологическая основа исторической науки.

Следует отметить, что и социология, и история стал­киваются с двумя проблемами. Во- первых, с наличием в обществе объективных, не зависящих от воли и сознания людей закономерностей, которые причинно детермини­руют содержание, характер и направление его развития. Во-вторых, с существованием индивидуальных, неповто­ряющихся явлений и процессов, которые невозможно причинно объяснить, но которые носят закономерный характер, оказывая при этом существенное влияние на «зигзаги» в развитии общества и его истории [см.: 251. С.46].

Политология. Тесная взаимосвязь между социологией и политологией определяется тем, что, во-первых, соци­альные общности, социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами полити­ки; во-вторых, политическая деятельность это одна из основных форм жизнедеятельности личности и общнос­тей, которая непосредственно влияет на социальные из­менения в обществе; в- третьих, выявить закономерности политической жизни можно, только учитывая особеннос­ти общества в целом как социальной системы; в-четвер­тых, политика очень широкое, сложное и многогранное явление, в связи с этим она находит свое проявление во всех сферах общественной жизни (социальная политика, экономическая политика, культурная политика и т.д.), при этом во многом определяет развитие общества в целом; в- пятых, общество нельзя понять и изменить без знания влияния, которое оказывают на него существую­щие в нем политические структуры и различные полити­ческие режимы [см.: 267. С.17].

Несмотря на это, социология и политология совер­шенно разные науки. Социология исследует социальную реальность, социальную жизнь общества, изучает людей и общности как объекты и субъекты деятельности, отноше­ний и поведения. Политология же изучает политическую действительность, политическую жизнь общества. Поэто­му между этими двумя науками существует взаимодейст­вие, и не случайно на их стыке возникла новая особая дисциплина — социология политики.

Важнейшим объектом рассмотрения социологии и политологии является гражданское общество. Но если соци­ология анализирует гражданское общество с позиций его социальной структуры, социального статуса личности, классов и других социальных групп, наций и народнос­тей, их взаимодействия и т.п., то политологию в данном случае интересуют прежде всего права и обязанности гражданина, структура политической системы, полити­ческие отношения, место, роль и функции существующих политических институтов и организаций и т.д. Все силы политологии направлены на всеобщий анализ проблем власти. Социология же пытается раскрыть закономернос­ти политической жизни, чтобы на основе этого оптимизи­ровать ее структуры, органы власти и т.д., а это возможно только при условии изучения общества в целом как соци­альной системы, что и выступает предметом социологии.

Экономическая наука. Экономическая наука изучает закономерности и формы развития отношений, которые складываются в процессе производства, обмена и распре­деления материальных благ. Так как основной формой деятельности общества выступает материальное произ­водство, экономическая деятельность, то, естественно. социология тесно взаимодействует также и с теорией этой деятельности — экономической наукой. Ведь на эволю­цию социальной деятельности, поведения и отношений оказывают прямое и опосредованное влияние как ради­кальные сдвиги в средствах труда, так и происходящие в связи с этим изменения места и роли человека в произ­водственном процессе.

Трудовая деятельность меняется с учетом развития человека как социального существа — что как раз и изучает социология. Ученые в развитых странах мира уже давно выявили взаимосвязь повышения производитель­ности труда с увеличением потребностей работника, с формированием на рабочем месте человеческих отноше­ний и т.п.

Таким образом, речь уже идет не о развитии работника как простого исполнителя и носителя определенных про­изводственных функций, а о субъекте целостной созна­тельной деятельности, в которую включаются и целеполагание, и осуществление целей, и поиск оптимальных путей их достижения, а значит, и постоянную корректи­ровку самой себя.

Так как условием жизнедеятельности человека являет­ся способ производства, лежащий в основе всех социаль­ных отношений и процессов, то естественно, что многие направления экономических исследований непосредственно смыкаются с направлениями социологических ис­следований. В то же время многие направления социоло­гических исследований (социология труда, социология города, социология деревни и др.) в значительной степе­ни основываются на экономических исследованиях.

Социология как наука имеет существенные отличия, а также много общего и с другими науками. Так, в отличие от литературы, искусства, отражающих общественные процессы через призму единичного восприятия, социология осуществляет изучение общества, используя знание объ­ективных социальных закономерностей и связей. Напри­мер, если главное внимание психологии сосредоточено на внутреннем мире человека и особенностях его воспри­ятия, то социология, в отличие от нее, изучает человека через призму его социальных связей и отношений. Для психологии на первом месте стоит изучение индивидуаль­ного «Я», а для социологии — проблемы межличностного взаимодействия «Мы». Изучаемая личность для социолога — это субъект и объект социальной связи, взаимодейст­вий и отношений, личностные ценностные ориентации он рассматривает с социальных позиций, ролевых ожида­ний и т.д. Социология берет из психологии теорию моти­вов поведения, личных и массовых действий, что высту­пает необходимой составной частью исследования пове­дения личности в коллективе и обществе.

У социологии много общего с такими науками, как демография, статистика, антропология, психология и др. Эта общность заключается в том, что они используют общие методы для получения знания. Ведь опросы и наблюдения использует не только социология, но и пси­хология. статистика, журналистика, медицина и т.п. Экс­перимент как метод находит свое широкое применение и в психологии, экономике и в естественных науках. Кон-тент- анализ проводят в литературе, истории и юриспру­денции.

Особо следует отметить наличие связи социологии с естественными и точными науками. Например, в результате взаимодействия ее с биологией нашел свое специфическое выражение системный подход, начали развиваться социальная экология и социальная медицина. Растет и крепнет связь с математикой, в настоящее время трудно представить социологию без специальных математичес­ких методов, которые позволяют обеспечить высокую эффективность и достоверность проводимых эмпирических исследований.

Очевидна также связь социологии с правовыми наука­ми, изучающими юридические нормы, которые с помо­щью законов регулируют социальное поведение людей и закрепляют определенные отношения внутри общества.

Социология оказывает большое влияние на развитие этики и эстетики. Она предоставляет им количественную и качественную оценку степени развитости норм и цен­ностей, которые регулируют отношения между людьми. Она позволяет установить уровень зрелости эстетического вкуса, пути и формы удовлетворения духовных потреб­ностей населения и т.п. В то же время социология опира­ется на понятия и выводы эстетики при изучении не только проблем искусства, но и всей духовной жизни обще­ства, проблем молодежи, образования, воспитания и т.д.

Таким образом, если частные науки (политология, экономическая теория, юридические дисциплины и т.д.) обращают главное внимание на рассмотрение отдельных сфер и сторон жизни с точки зрения их внутренних, специфических законов, то в социологии они уже иссле­дуются не сами по себе, а как предпосылки, условия и средства социальной деятельности, отношений и поведе­ния. В данном случае они включаются в новые связи и отношения, тем самым приобретают характер элементов общества как социальной системы, которая осуществляет воспроизводство определенных типов личности как субъ­ектов деятельности. Так, по мнению М.Вебера, социоло­гия начинается там, где обнаруживается, что экономичес­кий человек — это слишком упрощенная модель челове­ка. Таким образом, будет правомерно сказать, что утверждение социологии в своих правах происходит тогда, когда преодолеваются и другие односторонние представле­ния о человеке (юридические, политические и др.).

Все это означает, что важное значение имеет не только специфика каждой из наук, но также и их интеграция, так как это позволяет иметь более или менее целостное пред­ставление о всей системе социально-гуманитарного зна­ния. И необходимо отметить особую роль и место социо­логии в этой системе.

Она помогает в формировании соответствующих ре­альностей, а также гуманистических ценностей и соци­альных установок, норм и принципов жизни, опираясь для этого на раскрытые ею законы социальной деятель­ности, отношений и поведения личности и различных общностей.

Таким образом, социологию можно сравнить с широ­ким окном в мир. Чем внимательнее мы будем в него вглядываться, тем лучше будем понимать себя и окружа­ющих нас, а значит, сможем глубже осознать, что необхо­димо изменить в обществе и как лучше это можно осуще­ствить своими силами.

Междисциплинарные взаимодействия социологии с другими науками привели к появлению целого ряда от­раслей в социологии — экономической социологии, ин­дустриальной социологии (социологии труда), социоло­гии образования, социологии культуры, социологии по­литики и др. Именно на междисциплинарной основе возникла социальная психология, развивается социолин­гвистика и находится на стадии становления социопедагогика. Как отмечает Ж.Т.Тощенко, вклад социологии для всех этих новых направлений науки состоит, «во-первых, в «замыкании» проблематики на структурных, социально-групповых носителях особых интересов, во-вторых, в ши­роком использовании специфических методов и приемов исследования, дающих возможность расширить фактоло­гическую базу всего гуманитарного знания» [274. С.37].

Практически нет сферы общественной жизни, которая бы не подверглась социологическому анализу и исследо­ванию как в теоретическом, так и в прикладном аспектах. Это позволяет социологии широко взаимодействовать со многими социально-гуманитарными науками и не только влиять на характер их научного развития, но и также испытывать обратное воздействие. В связи с включением социологии в общий контекст междисциплинарных свя­зей растет роль социологии, обогащается ее теоретико-методологический фундамент и арсенал методических средств исследования социальной реальности и возникает возможность комплексного подхода к изучению социаль­ных проблем.

 


[1] номинализм - (nominalism) (Философия) — доктрина, соглас­но которой "универсальные" понятия, определяющие общие клас­сы вещей (например, краснота, округлость), не могут восприни­маться как "реально существующие" подобно индивидуальным вещам (ср. Эссенциализм).

 

[2] генезис – Происхождение, возникновение; в широком смысле – момент зарождения и последующий момент развития, приведший к определ. состоянию, виду, явлению.

 

[3] стратификация – социальная стратификация - (social strtification) иерархически организованные структуры социального неравенства (ранги, статусные группы и т.д.), существующие в любом обществе.

[4] регресс - РЕГРЕССИЯ И РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ (regression and regression analysis) — методика анализа отношений между двумя или более переменными интервального уровня (см. Критерии и уров­ни измерения) с целью предсказания значения одной по сравнению с другой или другими. Например, при уравнении регрессии, опи­сывающем отношение между размером дохода и числом лет обу­чения, доход может быть предсказан, если известно число лет обучения.

Многократный линейный регрессионный анализ используется в тех случаях, когда имеются несколько независимых переменных ин­тервального уровня. Например, можно вывести линейное уравне­ние, которое связало бы доход с годами обучения, возрастом и годами опыта работы.

Во многих ситуациях исследователь не знает, какая или сколько независимых переменных обеспечат удовлетворительную модель. Имеется выбор методов для добавления большего числа независи­мых переменных к модели.

 

[5] футурология - (futurology) 1. Наука, имеющая целью со­ставление прогнозов (Флехтгейм, 1965). 2. Попытка предпринять дол­госрочное крупномасштабное социальное и экономическое прогно­зирование. Конечно, усилия по освещению будущего лучше рассмат­ривать как один из аспектов многочисленных социальных наук, в рамках которых социология часто играет важнейшую роль.

 

[6] валидность - (validity) — степень, в которой измерение, по­казатель или метод сбора данных обладает свойством быть настоль­ко правильным или истинным, насколько это можно оценить. На­пример, если такое психологическое измерение, как тест интел­лекта, считается валидным, то это означает, что оно уместно для измерения того, что предполагается измерить. Когда говорят, что социальные обзоры принесли валидные данные, то считается, что они являются истинным отражением изучаемого явления (напри­мер, проектирования электорального поведения исследуемого на­селения). То есть метод обзора обладает валидностью. Ср. Достовер­ность.

 

[7] волюнтаризм – (лат. voluntas) Воля. 1) Направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформилось у Шопенгауэра. 2) Деятельность, не считающаяся с объективными условиями, характеризующиеся произвольными решениями осуществляющих ее лиц.