Поиск, отбор и изучение информации по теме ВКР
Успешное выполнение ВКР предполагает обстоятельное и творческое изучение научной информации по теме.
Приступая к поиску, студент, как правило, сталкивается с вопросами: «Что искать?» (какие виды документов), «Где искать?» (в каких источниках информации), «Как искать?» (последовательность и глубина поиска).
Поиск информации рекомендуется начинать с анализа содержания терминов, входящих в формулировку проблемы ВКР. Это поможет уточнить ключевые моменты и понятия темы, а также сориентироваться в поиске необходимой литературы. Для устранения терминологических и содержательных разногласий можно использовать словари, справочники, энциклопедические издания как универсального характера (типа «Большая Советская энциклопедия»), так и отраслевые. К ним можно отнести «Энциклопедию туризма» (М., 2000), словарь-справочник «Туризм, гостеприимство, сервис» (М., 2002), «Большой глоссарий терминов международного туризма» (М.-СПб., 2002) и др.
Затем следует определить круг источников информации, необходимых для выполнения ВКР. При этом рекомендуется использовать как опубликованные, так и неопубликованные источники. К опубликованным относятся: монографии, статьи в периодических изданиях, учебники и учебные пособия, материалы конференций и научных форумов, законодательные и нормативные документы, статистические сборники и др. Из неопубликованных материалов особый интерес будет представлять внутренняя документация туристических организаций и фирм, санаторно-курортных учреждений (планы, отчеты, штатное расписание и др.).
Поиск необходимых источников информации можно осуществлять различными способами.
Во-первых, использовать для этого каталоги и картотеки библиотек г. Барнаула, региона, академии, методического кабинета по туризму.
Во-вторых, следует обратиться к библиографическим указателям, содержащим сведения об имеющейся литературе по интересующей теме. К числу таких изданий можно отнести такие указатели, как «Книги Российской Федерации», «Книжная летопись журнальных статей», «Летопись газетных статей». Значительная часть сведений о литературе по туристической отрасли в них сосредоточена в рубрике 379.85 Туризм.
Кроме того, АКУНБ им. В.Я. Шишкова издает указатель «Литература об Алтайском крае», в котором сведения о литературе по туризму можно найти в рубриках «Туризм», «Здравоохранение», «Медицина», «Экономика Сибири».
В-третьих, неоценимую помощь в поиске необходимой информации могут оказать профессиональные периодические издания, информационные сборники, сборники научных трудов и материалы конференций.
К профессиональным периодическим изданиям можно отнести такие журналы, как «Алтай: знакомое и неизвестное», «Маркетинг в России и за рубежом», «Маркетинг», «Россия без границ: туризм, курорты, отдых», «Туристские услуги», «Туризм: право и экономика», «Туризм: практика, проблемы и перспективы», «Управление персоналом» и др.
Разнообразные материалы по туризму содержат научно-информационные сборники, выпускаемые НИО «Информкультура». Среди них: «Наука о культуре», «Материальная база сферы культуры», «Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения», «Панорама культурной жизни стран СНГ и Балтии», «Панорама культурной жизни зарубежных стран».
Рекомендуется использовать материалы научно-практических конференций, например, таких, как
– Социально-культурный сервис и туризм в регионе: проблемы и перспективы развития: III международная науч.-практ. Интернет-конференция (Барнаул, 15 февраля 2011 года) / редкол.: А.С. Кондыков и [др.]. – Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2011. – 347 с.
– Туристские ресурсы – основа развития сферы туризма Алтайского края: научно-практическая конференция (Барнаул, 03-08 октября 2011 г.) / ред. кол. Ю.И. Винокуров и др. – Барнаул: АЗБУКА, 2011. – 256 с.
Систематизированный материал по туризму содержат дайджесты «Природа. Культура. Туризм» (Барнаул, 2004), «Алтай. Туризм» (Барнаул, 2006).
В-четвертых, для выявления источников можно использовать ссылки на литературу в виде сносок или прикнижных списков в других научных публикациях. Этот путь многие исследователи признают весьма эффективным. Так, например, в учебном пособии Бабкина А.В. «Специальные виды туризма» (Ростов-н/Д., 2008) на С. 178-180 дается список литературы, содержащий 43 наименований источников.
За консультациями и помощью в поиске литературы можно обращаться к специалистам информационно-библиографических отделов библиотек г. Барнаула, академии культуры и искусств.
В-пятых, неопубликованные документы можно обнаружить в фондах государственных и ведомственных архивов.
Глубина библиографического поиска может быть различной в зависимости от избранной темы ВКР. Так, для значительного числа тем целесообразным может быть просмотр источников за последние 3-5 лет. Для тем, рассматривающих проблему в историческом аспекте, можно расширить хронологические рамки поиска до 10-15 лет.
Для удобства работы с найденными источниками целесообразно сделать рабочую картотеку, в которую необходимо включить библиографическое описание всех выявленных документов, независимо от того, использовался он или нет при написании ВКР. На отдельных карточках кроме библиографического описания укажите шифр хранения документа в библиотеке. Это сэкономит время при повторном обращении к данному источнику. Кроме того, на карточках удобно делать «служебные пометки», характеризующие содержание источника и этапы работы с ним (например, «нет нужной информации», «есть ксерокопия», «следует вернуться при работе над гл. 1» и т.п.).
Изучение литературы, имеющейся в картотеке, следует начинать с общих теоретических работ (авторских и коллективных монографий, учебников и учебных пособий), чтобы получить представление об основных вопросах по теме ВКР. Кроме того, данные издания можно рассматривать как образец логики и авторского стиля, источник фактов, ссылок на мнение авторитетных ученых и существующие научные концепции. При этом желательно обращаться к изданиям последних лет, т.к. в них наиболее полно освещается современная теория и практика исследуемой темы.
При изучении и конспектировании литературы следует проводить отбор, группировку, сопоставление, сравнение полученных данных. Это необходимо для того, чтобы в процессе последующей работы можно было легко анализировать и сопоставлять различные точки зрения авторов по дискуссионным вопросам и формировать свое отношение к ним.
Проведенный анализ должен лечь в основу одного из параграфов ВКР – аналитического (историографического) обзора темы.