Тема №10. Биологически активные высокомолекулярные вещества.

197. Аминокислоты. Пептиды. Белки. Образование пептидной связи. Кислотный и щелочной гидролиз пептидов.

198. Углеводы. Гомополисахариды. Пектины. Структура, свойства. Монокарбоксилцеллюлоза, полиакрилцеллюлоза – основа гемостатических перевязочных материалов.

199. Гетерополисахариды. Понятие о смешанных биополимерах (гликопротеины, гликолипиды и др.) Структура, свойства, биологическая роль.

200. Структура важнейших высших жирных кислот, входящих в структуру природных липидов: стеариновая, пальмитиновая, олеиновая, линолевая, линоленовая, арахидоновая, эйкозапентаеновая, докозагексаеновая. Систематическая номенклатура и индексы высших жирных кислот. Высшие жирные кислоты ряда ω3, ω6, ω9.

201. Структура важнейших фосфолипидов. Понятие о сфинголипидах, гликолипидах. Биологическая роль.

202. Стероиды. Углеводороды – родоначальники групп стероидов: эстран, андростан, прегнан, холан, холестан.

203. Понятие о стероидных гормонах. Желчные кислоты. Холестерин. Биологическая роль.

204. Строение транспортных форм липидов.

205. Нуклеиновые кислоты. Нуклеозидмоно- и полифосфаты. АМФ, АДФ, АТФ, нуклеозидциклофосфаты (цАМФ, цГМФ), их роль как макроэргических соединений и внутриклеточных биорегуляторов.

206. Установление аминокислотного состава с помощью современных физико-химических методов.

207. Глутатион представляет собой трипептид γ-глутамилцистеинилглицин. Он участвует в окислительно-восстановительных реакциях, выполняя функцию «защиты» других белков от окисления. Запишите окисленную и восстановленную формы глутатиона.

208. Напишите уравнение реакции получения трипептида: глицил-аланил-валин. Приведите его сокращенное название.

209. Приведите химизм взаимодействия α-аланина с хлороводородной кислотой и гидроксидом натрия. Какие свойства аминокислот подтверждаются с помощью указанных реактивов?

210. Напишите реакцию образования мальтозы и докажите ее принадлежность к восстанавливающим дисахаридам.

211. Покажите схему строения целлюлозы, структурным звеном которой является β-D-глюкопираноза. Приведите реакцию ацилирования целлюлозы уксусным ангидридом.

212. Запишите в виде уравнений цепочку последовательных реакций: глюкоза → глюкозо-6-фосфат → фруктозо-6-фосфат. К какому типу реакций относятся указанные превращения, каковы условия их протекания в организме?

213. Напишите формулу хитина, состоящего из остатков N-ацетил-D-глюкозамина, связанных между собою β-1,4-гликозидными связями. Какова его биологическая роль?

214. Выпишите формулы и тривиальные названия важнейших глицерофосфолипидов: фосфатидилсеринов, фосфатидилэтаноламинов, фосфатидилхолинов, фосфатидилинозитолов, укажите их биологическую роль.

215. Напишите уравнения реакций гидролиза триолеилглицерола, назовите продукты превращений.

216. Напишите уравнение взаимодействия фосфатидной кислоты с холином. Дайте название полученному липиду. Какова его биологическая роль?

217. Напишите реакцию гидролиза дипальмитоилфосфатидилэтаноламина. Как осуществляется реакция гидролиза «in vitro» и «in vivo»?

218. Запишите формулу липида – кефалина. Напишите реакцию гидролиза данного липида, назовите полученные продукты.

219. Расшифруйте аббревиатуру: ХМ, ЛПОНП, ЛПНП, ЛПВП. Какова роль липопротеинов в организме.

220. Приведите формулы АМФ, АДФ, АТФ, нуклеозидциклофосфаты (цАМФ, цГМФ). Оцените их роль как макроэргических соединений и внутриклеточных биорегуляторов.

221. Приведите примеры полимеров медицинского (стоматологического) назначения.