Тема №10. Биологически активные высокомолекулярные вещества.
197. Аминокислоты. Пептиды. Белки. Образование пептидной связи. Кислотный и щелочной гидролиз пептидов.
198. Углеводы. Гомополисахариды. Пектины. Структура, свойства. Монокарбоксилцеллюлоза, полиакрилцеллюлоза – основа гемостатических перевязочных материалов.
199. Гетерополисахариды. Понятие о смешанных биополимерах (гликопротеины, гликолипиды и др.) Структура, свойства, биологическая роль.
200. Структура важнейших высших жирных кислот, входящих в структуру природных липидов: стеариновая, пальмитиновая, олеиновая, линолевая, линоленовая, арахидоновая, эйкозапентаеновая, докозагексаеновая. Систематическая номенклатура и индексы высших жирных кислот. Высшие жирные кислоты ряда ω3, ω6, ω9.
201. Структура важнейших фосфолипидов. Понятие о сфинголипидах, гликолипидах. Биологическая роль.
202. Стероиды. Углеводороды – родоначальники групп стероидов: эстран, андростан, прегнан, холан, холестан.
203. Понятие о стероидных гормонах. Желчные кислоты. Холестерин. Биологическая роль.
204. Строение транспортных форм липидов.
205. Нуклеиновые кислоты. Нуклеозидмоно- и полифосфаты. АМФ, АДФ, АТФ, нуклеозидциклофосфаты (цАМФ, цГМФ), их роль как макроэргических соединений и внутриклеточных биорегуляторов.
206. Установление аминокислотного состава с помощью современных физико-химических методов.
207. Глутатион представляет собой трипептид γ-глутамилцистеинилглицин. Он участвует в окислительно-восстановительных реакциях, выполняя функцию «защиты» других белков от окисления. Запишите окисленную и восстановленную формы глутатиона.
208. Напишите уравнение реакции получения трипептида: глицил-аланил-валин. Приведите его сокращенное название.
209. Приведите химизм взаимодействия α-аланина с хлороводородной кислотой и гидроксидом натрия. Какие свойства аминокислот подтверждаются с помощью указанных реактивов?
210. Напишите реакцию образования мальтозы и докажите ее принадлежность к восстанавливающим дисахаридам.
211. Покажите схему строения целлюлозы, структурным звеном которой является β-D-глюкопираноза. Приведите реакцию ацилирования целлюлозы уксусным ангидридом.
212. Запишите в виде уравнений цепочку последовательных реакций: глюкоза → глюкозо-6-фосфат → фруктозо-6-фосфат. К какому типу реакций относятся указанные превращения, каковы условия их протекания в организме?
213. Напишите формулу хитина, состоящего из остатков N-ацетил-D-глюкозамина, связанных между собою β-1,4-гликозидными связями. Какова его биологическая роль?
214. Выпишите формулы и тривиальные названия важнейших глицерофосфолипидов: фосфатидилсеринов, фосфатидилэтаноламинов, фосфатидилхолинов, фосфатидилинозитолов, укажите их биологическую роль.
215. Напишите уравнения реакций гидролиза триолеилглицерола, назовите продукты превращений.
216. Напишите уравнение взаимодействия фосфатидной кислоты с холином. Дайте название полученному липиду. Какова его биологическая роль?
217. Напишите реакцию гидролиза дипальмитоилфосфатидилэтаноламина. Как осуществляется реакция гидролиза «in vitro» и «in vivo»?
218. Запишите формулу липида – кефалина. Напишите реакцию гидролиза данного липида, назовите полученные продукты.
219. Расшифруйте аббревиатуру: ХМ, ЛПОНП, ЛПНП, ЛПВП. Какова роль липопротеинов в организме.
220. Приведите формулы АМФ, АДФ, АТФ, нуклеозидциклофосфаты (цАМФ, цГМФ). Оцените их роль как макроэргических соединений и внутриклеточных биорегуляторов.
221. Приведите примеры полимеров медицинского (стоматологического) назначения.