Железные дороги России на рубеже XIX-XX вв. Строительство Транссибирской магистрали.
На рубеже XIX – XX вв. большая железнодорожная сеть, превосходившая сеть любой из европейских стран, крупнейшие в мире по протяженности железнодорожные магистрали, наличие ряда технических достижений свидетельствовали о сравнительно высоком уровне развития железнодорожного транспорта России. На 1890-е годы в России приходится промышленный подъем и вместе с тем второй подъем железнодорожного строительства. За 1890-1900 гг. было построено свыше 21 тыс. верст новых железнодорожных путей. Протяженность железнодорожной сети, составлявшая в 1889 г. 29,4 тыс. км, выросла в 1900 г. до 50,7 тыс. км, т.е. на 60%.
Был построен ряд железных дорог в Поволжье, в черноземных губерниях, на Севере, в Закавказье. В 1880-е гг. в сложнейших природных условиях, через песчаную пустыню была построена Закаспийская железная дорога (Красноводск – Ташкент). Начиная с 1900 г., были проведены изыскания, затем строительство Оренбург-Ташкентской железной дороги протяженностью 1852 км. В 1909 г. вступила в строй линия Астрахань – Красный Куб для транспортировки грузов из портов Каспийского моря вглубь страны. В то же время было построено ответвление длиной 236 км от станции Армавир к Туапсе.
В 1891 г. началось строительство Великого Сибирского пути от Урала до Тихого океана.
В 1890-х годах быстро развивается промышленность, дающая железным дорогам необходимое оборудование. В 1900 году число паровозов увеличилось до 12,6 тыс., товарных вагонов – до 290 тыс. и пассажирских вагонов – до 16,4 тыс.
С 80-х годов XIX века усилилась роль государства в развитии железнодорожного транспорта России. Проводилась политика огосударствления железных дорог: во-первых, новые железные дороги строились за счет государства, во-вторых, частные дороги выкупались правительством. С 1881 по 1900 г. было выкуплено 37 частных дорог, в том числе дороги Главного общества Российских железных дорог. К 1912 г. около 70% сети магистральных дорог находилось в руках казны.
В 1885 году был утвержден Устав российских железных дорог, который регламентировал деятельность и ответственность железнодорожной администрации.
С конца 80-х гг. XIX века руководство железнодорожным делом в России осуществлялось тремя ведомствами: Министерством путей сообщения, Министерством финансов и Государственным контролем.
В МПС было сосредоточено все административное управление казенными железными дорогами, в его ведении находилось технико-эксплуатационная и хозяйственная стороны железнодорожного дела. В 1892 г. в МПС создали Инженерный совет, занимавшийся вопросами разработки технических условий строительства железных дорог, проектов, смет и др.
Громадный подъём железнодорожного строительства, ввод в эксплуатацию новых железнодорожных линий послужили мощным импульсом для дальнейшего развития металлургической и машиностроительной промышленности России, экономических и торговых связей с другими странами.