История ширины рельсовой колеи

Важнейший параметр рельсовой колеи - ее ширина (измеряется по внутренним граням головок рельсов). Ширина колеи явилась результатом исторического процесса развития колейных дорог. Первоначально она была приспособлена к ширине колеи деревянных конных дорог, по которым двигались уличные экипажи, составляла около 5 футов. Первая железная дорога Стоктон – Дарлингтон имела ширину колеи 1372 мм, так как по этой линии пассажирские вагоны следовали с конной тягой.

При конструировании нового типа паровоза для удобного размещения парового цилиндра Стефенсону пришлось расширить колею, и на магистрали Ливерпуль – Манчестер он применил ширину колеи 1435 мм. Такая колея получила название "стефенсоновская", широко применялась в Европе и США, т.к. паровозы Стефенсона, строившиеся на его заводе, покупали многие страны. Это была не единственная колея. Железные дороги в Англии, Германии, США имели ширину колеи 1600, 1676, 1880, даже 2135 мм.

По мере развития железнодорожного строительства в середине 1840-х годов встал вопрос о создании единой сети железных дорог стран, затем и континентов. Там, где соединялись дороги с разной шириной колеи, для продолжения пути пассажирам требовалось пересаживаться из одних вагонов в другие, а грузы – перегружать.

Вопрос о ширине колеи решался на государственном уровне. В Англии в 1846 г. специальная парламентская комиссия приняла ширину колеи 1435 мм, т.к. уже более 80% железных дорог страны имели "стефенсоновскую" колею. В США решением Конгресса (1886 г.), была выбрана единая ширина колеи 1435 мм. Подготовительные и доводочные работы заняли 4 месяца, а перешивка колеи на длине в 21 тыс. км была проведена за 2 дня.

На Европейском континенте в результате межгосударственных соглашений основной стала "стефенсоновская” колея. В целом 75% железных дорог в мире имеют стефенсоновскую или как ее называют "нормальную широкую железнодорожную колею".

Железные дороги шириной колеи более 1435 мм называют ширококолейными. Таких дорог в мире – около 12%, в том числе и в России. Первая железная дорога С.-Петербург – Царское Село была построена с шириной колеи 1829 мм. Железная дорога С.-Петербург – Москва имела ширину колеи 1524 мм, эти параметры учитывались при строительстве железных дорог в стране. Ширина колеи 1524 мм стала общегосударственной на сети российских железных дорог вплоть до нашего времени (с 70-х годов XX века ширина колеи стала 1520 мм).

Железные дороги с колеей менее 1435 мм называют узкоколейными. Всего в мире около 13% с узкой колеей. Такие дороги строятся в Африке, на юго-востоке Азии, в Латинской Америке, в нашей стране – в основном на путях промышленного транспорта.