Коническая прямозубая передача.
Конические зубчатые колёса применяют в передачах, у которых оси валов пересекаются под некоторым углом. Наиболее распространены передачи с углом 90 градусов. Конические передачи сложнее цилиндрических в изготовлении и монтаже. Выполнить коническое зацепление с той же точностью, что и цилиндрическое значительно труднее, пересечение осей валов затрудняет размещение опор. Одно из конических колес, как правило, располагают консольной. При этом увеличивается неравномерность распределения нагрузки по длине зуба. В коническом зацеплении действуют осевые силы, которые усложняют конструкцию опор. По опытным данным нагрузочная способность конической передачи составляет около 0,85 цилиндрической. Аналогами начальных и делительных цилиндров цилиндрических передач в конических являются начальные и делительные конусы. Конусы, образующие которых перпендикулярны образующим делительных конусов называют дополнительными. Сечение зубьев дополнительным конусом, называют торцевым сечением. Различают внешние, внутренние и средние торцевые сечения. Размеры, относящиеся к внешнему торцевому сечению сопровождают индексом «е». Размеры в среднем сечении - индексом «m». Ширина зубчатого венца «b». Размеры по внешнему торцу удобнее для измерения, их указывают на чертежах. Размеры в среднем сечении используют при силовых расчетах. Зависимость размеров в среднем и торцевом сечениях:
Re = Rm + 0,5b; de = dm*Re*Rm ; mte = mne * Re/Rm;
Для прямозубых конических передач торцовое «t» и нормальное «n» сечения совпадают. При этом mte = mne округляют до стандартного. Для выполнения силовых расчетов используют приведение прямозубого конического колеса к эквивалентному прямозубому цилиндрическому. Форма зуба конического колеса в нормальном сечении дополнительным конусом такая же как у цилиндрического прямозубого колеса. Эквивалентное цилиндрическое колесо получается как развертка дополнительного конуса.