Общая схема проверки гипотез

Процедура проверки гипотез обычно проводится по следующей схеме:

Формулируются гипотезы Н0 и Н1.

Выбирается уровень значимости критерия a.

По выборочным данным вычисляется значение некоторой случайной величины K, называемой статистикой критерия, или просто критерием, который имеет известное стандартное распределение (нормальное, Т-распределение Стьюдента и т.п.)

Вычисляется критическая область и область принятия гипотезы. То есть находится критическое (граничное) значение критерия при уровне значимости a, взятым из соответствующих таблиц.

Найденное значение Kнабл критерия сравнивается с Ккритич и по результатам сравнения делается вывод: принять гипотезу или отвергнуть.

¨ Если вычисленное по выборке значение критерия Kнабл меньше чем Ккритич, то гипотеза Но принимается на заданном уровне значимости a.

(В этом случае наблюдаемое по экспериментальным данным различие генеральных совокупностей можно объяснить только случайностью выборки. Однако принятие гипотезы Н0 совсем не означает доказательства равенства параметров генеральных совокупностей. Просто имеющийся в распоряжении статистический материал не дает оснований для отклонения гипотезы о том, что эти параметры одинаковы. Возможно, появится другой экспериментальный материал, на основании которого эта гипотеза будет отклонена.)

¨ Если вычисленное значение критерия Kнабл больше Ккритич, то гипотеза Н0 отклоняется в пользу гипотезы Н1 при данном уровне значимости a.

(В этом случае наблюдаемое различие генеральных совокупностей уже нельзя объяснить только случайностями и говорят, что наблюдаемое различие значимо (статистически значимо) на уровне значимости a.)

Следует подчеркнуть разницу между статистической значимостью и практической значимостью. Заключение о практической значимости всегда делается человеком, изучающим данное явление. И здесь истинным критерием является опыт и интуиция исследователя, а статистические критерии значимости — лишь формально точный инструмент, используемый в исследовании. Чем больше исследователь знает об изучаемом явлении, тем точнее будет сформулированная им гипотеза и тем точнее будут выводы, сделанные с помощью критериев значимости.