Метод контрольных эвристических вопросов

 

Еще древний мыслитель Сократ применял этот метод при обучении своих учеников. На поставленные вопросы он отвечал контрвопросами, но задавал их таким образом, что ученик, отвечая на более легкие контрвопросы учителя, самостоятельно находил решение своей задачи.

Метод контрольных вопросов заключается в поиске решения задачи с помощью специально подготовленного перечня (списка) наводящих вопросов. Расчет делается на то, что при ответе на поставленные вопросы наступает то «озарение», которое приводит к нужной идее решения задачи. Метод может применяться либо в форме монолога субъекта, обращенного к самому себе, либо диалога, например в виде вопросов, задаваемых руководителем «мозгового штурма» членам группы «генераторов идей».

В зависимости от специфики рассматриваемого объекта или целей анализа вопросы могут быть самыми разнообразными – от очень простых до весьма сложных. Обилие вопросов в списке не означает, что ответы на каждый из них должны привести к новой идее. Если в результате поиска решения с помощью этого метода будет получена хотя бы одна интересная идея, можно считать, что вопросник свою задачу выполнил. Некоторые списки содержат не вопросы, а краткие рекомендации, в других есть и то и другое.

Существует большое разнообразие списков контрольных вопросов. Однако чаще других применяются универсальные вопросники, составленные А.Осборном и Т.Эйлоартом [118

Список контрольных вопросов по А. Осборну содержит 9 групп вопросов, среди которых следующие:

- какое новое применение техническому объекту вы можете предложить?

- возможно ли решение изобретательской задачи путем приспособления, упрощения, сокращения?

- какие модификации технического объекта возможны? что можно увеличить в техническом объекте? и др.

Список контрольных вопросов, составленный Т.Эйлоартом, представляет собой программу работы талантливого изобретателя, определяемую вопросами и заданиями, требующими развитого воображения и глубоких разносторонних знаний. Например, такие задания: перечислить все качества и определения предполагаемого изобретения, изменить их; сформулировать задачи ясно, попробовать дать им новые формулировки, определить второстепенные, аналогичные и выделить главные задачи, перечислить недостатки имеющихся решений, их основные принципы, новые предложения; набросать фантастические, биологические, экономические, молекулярные и другие аналогии предполагаемого решения; построить математическую, гидравлическую, электронную, механическую и другие модели рассматриваемой системы (они точнее выражают идею, чем аналогии) и т.д.

Списки контрольных вопросов разрабатываются путем анализа и обобщения опыта работы технологов предприятия. Список — это способ передачи опыта, он позволяет не упустить каких-либо важных моментов, обратить внимание на что-либо, направляет и расширяет возможности поиска решения.

Метод эвристических вопросов, известный также как метод «ключевых вопросов», целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющейся информации в самом процессе решения творческой задачи. Кроме того, эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новую стратегию и тактику решения творческой задачи. Не случайно в практике преподавания их также называют наводящими вопросами, так как удачно поставленный педагогом вопрос наводит ученика на идею решения, правильный ответ.

Метод эвристических вопросов базируется на следующих закономерностях и соответствующих им принципах:

- проблемности и оптимальности (путем искусно поставленных вопросов проблемность задачи снижается до оптимального уровня);

- дробления информации (эвристические вопросы позволяют осуществить разбивку задачи на подзадачи);

- целеполагания (каждый новый эвристический вопрос формирует новую стратегию – цель деятельности).

Древнеримский философ Квинтилиан рекомендовал своим ученикам для сбора достаточно полной информации о каком-либо событии поставить перед собой и ответить на следующие семь ключевых, или эвристических, вопросов: кто? что? зачем? где? чем? как? когда?

Достоинства метода эвристических вопросов заключаются в его простоте и эффективности для решения любых задач. Эвристические вопросы особенно развивают интуицию, общую логическую схему решения творческих задач.

Недостатки и ограничения этого метода в том, что он не дает особо оригинальных идей и решений и, как другие эвристические методы, не гарантирует абсолютного успеха в решении творческих задач.