Прямая «мозговая атака»

 

Мозговая атака (мозговой штурм) – это метод, не требующий специальной подготовки участников. Мозговой штурм, как и любой другой метод поиска новых решений, имеет свою цель и методику проведения.

Целью мозговой атаки является получение максимального количества новых идей за счет взаимного стимулирования членов группы к интенсивному интеллектуальному поиску. Преимущество метода заключается в неограниченности спектра проблем, к которым он может быть применен: с помощью метода мозговой атаки можно рассматривать любую проблему, если она достаточно просто и ясно сформулирована. Этот метод используется на любой стадии проектирования, как в начале, когда проблема еще окончательно не определена, так и позднее, когда уже выделены сложные подпроблемы. Его можно также использовать для генерирования информации, а не идей, т. е. для выяснения источников информации или формулирования вопросов анкеты.

Еще одно преимущество метода заключается в том, что от участников мозгового штурма требуется минимальная предварительная подготовка. В ряде случаев оказывается полезным привлечение людей, никогда ранее не занимавшихся обсуждаемыми проблемами. План действий заключается в следующем.

1. Отобрать группу лиц для генерации идей.

2. Ввести правило, запрещающее критиковать любую идею, какой бы «дикой» она ни казалась, и довести до сознания участников, что приветствуются любые идеи, что необходимо получить много идей и что участники должны попытаться комбинировать или усовершенствовать идеи, предложенные другими.

3. Зафиксировать выдвинутые идеи и дать им затем оценку.

Рекомендуется кроме группы «генераторов» идей сразу же привлекать к проведению мозговой атаки и группу экспертов. Оптимальная численность группы «генераторов» идей составляет 7 – 12 человек. Численность группы экспертов может быть меньшей. Идея одновременного формирования групп «генераторов» и экспертов правильна. Участие в группе «генераторов» человека, ориентированного только на критику, может дезорганизовать ее работу. Поэтому целесообразно всех «критиков» не отстранять от работы, а сконцентрировать в группе экспертов.

Можно передать функцию фиксации идей, высказываемых в ходе мозговой атаки, группе экспертов, чтобы не отвлекать «генераторов» на их запись. Допустима также магнитофонная или видеозапись сеанса.

Некоторые люди, являясь по своей природе «генераторами», стесняются высказывать перед большим коллективом свои идеи. Чтобы использовать потенциал таких людей применяется так называемая теневая мозговая атака. При этом наряду с обычной группой «генераторов» формируется теневой кабинет, который работает одновременно с первой группой, но члены которого фиксируют идеи на бумаге.

Активная и теневая группы размещаются в одном помещении на определенном расстоянии. Они могут быть и в разных помете - них, а связь между ними установлена с помощью телемонитора. Имеется опыт проведения мозговой атаки, в которой в качестве членов теневого кабинета выступали зрители телепрограммы, которые прислали после ее окончания свои решения в адрес редакции программы.

Эффективность мозговой атаки можно повысить, заранее сообщив «генераторам» суть обсуждаемой проблемы. Независимо от того, будут ли «генераторы» специально продумывать пути решения сообщенной им задачи, поиск решения будет происходить на уровне подсознания.

Успех и результативность любой мозговой атаки в очень большой степени зависят от ведущего, который осуществляет оперативное управление МА. В течение всего сеанса МА он должен поддерживать непринужденную обстановку и подбадривать участников. Кроме того, на него возлагаются следующие обязанности:

1. Ведущий должен в начале сеанса представить всех участников (если группа собирается впервые), давая им короткую лестную характеристику. Далее он излагает правила для участников сеанса МА.

2. Ведущий излагает формулировку задачи как в специальном, так и в общедоступном изложении. При этом необходимо заставить участников воспринять задачу как свою главную проблему, усиливая постановку задачи высказываниями типа:

«Представьте себя на месте такого-то».

«Что бы вы сделали, если бы вам пришлось отвечать за это дело?».

3. Ведущий должен уметь обеспечить соблюдение участниками всех правил МА, не пользуясь при этом критическими замечаниями.

4. Ведущий должен обеспечивать непрерывность высказывания идей, заполняя паузу поощрительными репликами, например:

«В свое время предлагалось то-то»;

«Давайте 3 минуты высказывать только совершенно фантастические идеи»;

«Что думает по этому поводу Иван Иванович?»;

«Как решить эту задачу, если убрать такое-то условие?»;

«Мы высказали уже 37 идей, давайте дотянем до 40»;

«Как бы мы решили проблему, если бы имели миллион рублей?».

5. Ведущий должен следить, чтобы обсуждение не шло слишком узко или в слишком прагматическом направлении. Своими репликами он должен расширять сферу поиска. (Например, если обсуждается, какие изделия из ткани можно сшить на уроках технологии, то нельзя допустить, чтобы обсуждение свелось к уточнению фасона или количества карманов у фартука.)

6. Ведущий должен следить за регламентом работы. Говорить, сколько осталось до окончания работы. Тактично останавливать участника, который слишком долго (более полминуты) формулирует одну идею.

МА – интенсивный, быстро протекающий творческий процесс. Поэтому не может быть единой окончательной схемы проведения мозговой атаки. Каждый коллектив «генераторов» и ведущий в ходе работы создают свой индивидуальный стиль, позволяющий взаимодействовать с наибольшей эффективностью.