Творчество как процесс решения задач

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Тема 1. СИСТЕМНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ТВОРЧЕСТВА

Творчество как процесс решения задач

 

Анализ различных подходов к исследованию творчества, показывает, что внимание исследователей в значительной мере концентрировалось на его когнитивном аспекте, на способности человека генерировать новые идеи, расширять опыт, создавать новый продукт. Такая точка зрения и оформляется, прежде всего, в различных определениях понятия творчества. В указанном аспекте человек творящий в значительной мере представлен как противостоящий проблемной ситуации и, как бы имеющий возможность или решать задачу, или оставаться сторонним наблюдателем. Вместе с тем, в действительности человек, включаясь в творческий процесс, сам становится неотъемлемой частью проблемной ситуации. Как следствие, изменения в проблемной ситуации не только отражаются в сознании человека, но они, так или иначе, касаются всех сторон его жизнедеятельности. Неопределенность проблемной ситуации оказывает существенное влияние и на функциональное состояние организма, и на эмоциональную сферу психики. И если даже человек, находясь в проблемной ситуации, пытается о ней не думать или рассматривать ее исключительно как сторонний наблюдатель, переживания значимости сложившихся обстоятельств постоянно возвращают его к реальным отношениям.

Неопределенность проблемной для человека ситуации обусловливает возникновение у него большего или меньшего нервно-психического напряжения. Если проблема не снимается естественным образом, в силу объективных отношений, нервно-психическое напряжение может усиливаться даже в отсутствие негативного развития ситуации. Вместе с тем, в общем случае более или менее интенсивное обострение проблемы обусловливает повышение неопределенности ситуации и увеличение неспецифической активности организма. Если в акте творчества человек приближается к решению задачи, то, как отмечает Л.И. Слитинская, это ведет к разрешению его внутренних конфликтов, к снятию эмоциональной напряженности. С другой стороны, если человек не решает проблему, нежелательные психические и органические изменения нарастают, и в некоторый критический момент эти изменения могут стать необратимыми. В конечном счете сказанное свидетельствует в пользу того, что творческое решение жизненных проблем является для человека не только способом расширения индивидуального опыта, способом самовыражения и самоактуализации, но и условием сохранения личностной организации, психического и физического здоровья.